$

2.5002 руб.

2.9340 руб.

Р (100)

3.4289 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Социум

Тяжкая ноша социальных льгот

10.02.2004
Как сообщила недавно министр труда и социальной защиты Антонина Морова, в Беларуси, где проживает менее 10 млн. человек, насчитывается 6 млн. 670 тыс. льготников. Из государственного кармана выделяются средства на бесплатные лекарства, льготирование проезда в пассажирском транспорте и жилищно-коммунальных услуг, на выплаты гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС... В целом объем таких социальных обязательств государства достигает 4,5--5% расходной части республиканского бюджета. Однако в последние годы продекларированные социальные обещания становятся неподъемными для экономики.

ЭТУ СФЕРУ регулируют сотни документов -- законов, указов, постановлений, решений и т.п. Специалистам Минтруда, перед которыми поставили задачу подсчитать, сколько в стране льготников и какая сумма средств идет на эти цели, пришлось потратить не один месяц на такую инвентаризацию. И даже сегодня, называя цифры, они обязательно добавляют: примерно, около, предположительно.

В начале и середине 90-х годов, чтобы хоть как-то компенсировать низкий уровень жизни, политики наплодили кучу социальных законов и других нормативных актов. Можно не сомневаться, что намерения у всех были благие. Вспомните, как проходят предвыборные кампании: на встречах кандидаты в депутаты обещают своим избирателям многое -- увеличить зарплаты и стипендии, решить чуть ли не все бытовые проблемы и т.д. И, попав в парламент, стараются обещания выполнить. Среди законов, принятых в те годы, есть такие, которые всецело состоят из льгот.

Усердно из года в год лоббировали свои интересы министерства и ведомства. (Правда, многие нормы, связанные с выполнением служебных обязанностей, перекочевали в белорусское законодательство из советских времен). Право на льготы получили военнослужащие, работники органов внутренних дел, судов и т.п.

Существующая система льгот отрицательно влияет на целые отрасли, прежде всего страдают транспорт (60% населения могут ездить бесплатно или со скидками), медицина, жилищно-коммунальное хозяйство. Государственные предприятия оказывают согласно законодательству льготы тем или иным категориям населения, но далеко не всегда получают в полном объеме компенсацию от государства. По этой причине транспортные и жилищно-коммунальные предприятия становятся нерентабельными. Страдают и те граждане, которые платят по полному тарифу, но не получают услуг соответствующего качества. А в итоге все мы ездим в старых разбитых автобусах и троллейбусах, т.к. на покупку новых нет денег, а многие дома десятилетиями дожидаются капитального ремонта.

В то же время, как считают в Министерстве труда и социальной защиты, сложившаяся система льгот работает недостаточно эффективно, она не способствует выравниванию доходов населения и совершенно не учитывает имущественного положения получателей помощи. Две трети выделяемых из бюджета средств попадают далеко не самым бедным. Порой семья с высокими доходами имеет льготы значительно выше тех, что предоставляются семье с низкими доходами. Специалисты, изучавшие проблему, отмечают, что те же пенсионеры живут в разных условиях: один получает пенсию в 120 тыс. руб., а другой в несколько раз больше. Но при этом у второго могут быть бесплатные проезд и санаторно-курортная путевка, льготы по квартплате, а у первого -- лишь льготный проезд. Но главным недостатком называют то, что льготы предоставляются по чисто категориальному принципу.

Эксперты по-разному смотрят на механизм отмены привилегий. Одни считают, что делать это надо постепенно, сначала отменить какие-то отдельные льготы, прежде всего те, которые государство уже сегодня полностью не финансирует. При этом постараться не затронуть стариков и детей. Другие полагают, что следует отменить льготы сразу целым категориям граждан, а взамен повысить пенсии и перейти к адресной поддержке.

Правительство подготовило и внесло в Палату представителей проект закона "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан". Документ направлен, как отмечают специалисты, на упорядочение системы льгот и приведение законодательства в этой сфере в соответствие с экономическими возможностями государства. Высвобожденные средства планируется отдать на усиление адресной социальной помощи малообеспеченным.

Казалось бы, сегодня есть все условия для принятия законопроекта: отсутствует конфронтация законодательной и исполнительной ветвей власти, Национальное собрание поддерживает практически все, что предлагает правительство. Но, по-видимому, согласие может исчезнуть, если в Овальном зале приступят к обсуждению вопроса об упорядочении льгот. Это показало обсуждение документа в постоянных комиссиях. Да, депутаты понимают, что льготников слишком много и бюджет не выдерживает такой нагрузки, но поддержать документ, содержащий столь непопулярные меры, не решаются: на носу новые выборы, а, похоже, большинство парламентариев собираются вновь баллотироваться в Палату представителей.

Согласно законопроекту льготы могут быть урезаны или вообще отменены военнослужащим, сотрудникам МВД и военизированных подразделений, жителям блокадного Ленинграда, узникам концлагерей, вдовам погибших военнослужащих, студентам, пенсионерам, некоторым категориям "чернобыльцев"... Этот документ уже вызвал негативную реакцию, шквал критики (кстати, совершенно безосновательно) обрушился на Министерство труда и социальной защиты.

Тревога людей вполне объяснима. Государство обязано заботиться об инвалидах и ветеранах Великой Отечественной войны, а также военных конфликтов за пределами нашей страны, гражданах, потерявших здоровье при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, о престарелых, инвалидах с детства и других группах населения, которым нужна помощь. Многим из них льготы сегодня помогают выжить, и они очень боятся их потерять.

Правительство подготовило программу адресной социальной поддержки и обещает предоставить помощь тем, кому она действительно необходима. Установлен критерий для ее получения: она положена тем, у кого доход ниже 60% бюджета прожиточного минимума. Это законодательно установленная, как сказали бы на Западе, "черта бедности". Сегодня БПМ составляет 113190 руб. в месяц на человека, а в категорию нуждающихся попадают те, кто имеет менее 67914 руб. Причем учитываются не только денежные доходы, но и социальная помощь. Например, пособия на детей, бесплатное детское питание в детсадах или в школах, удешевление школьных учебников и т.д. То есть если доход в семье на человека не достигает 67914 руб., но, допустим, кто-то из детей получает бесплатное питание, то его стоимость плюсуется к сумме дохода, и вам вполне могут отказать в дополнительном пособии. Не попадут в число нуждающихся безработные, которые не встали на учет в службе занятости.

Специалисты пытаются привнести в наше законодательство некоторые нормы развитых стран. Предлагается учитывать, например, доходы, полученные за последние пять лет от продажи дома или квартиры. А стоит ли оказывать помощь малоимущей семье, которая прошлым летом ездила за границу отдыхать по путевке за свой счет?

Как показывает опыт наших соседей, проживающих на территории бывшего СССР, надо предельно осторожно подходить к реформированию данной сферы. Но, думается, в целом решить проблему только через отмену льгот невозможно. Может быть, нам стоит обратить внимание на мировую практику, где многие вопросы решаются через систему личного социального страхования? Там, например, государство осуществляет страхование госслужащих, особенно тех, кто относится к категории повышенного риска (например, работников правоохранительных органов и военнослужащих), аккумулируя средства на их личных счетах, и в случае потери трудоспособности эти люди в состоянии сами оплатить многие услуги, не дожидаясь помощи со стороны.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА


***
Макроэкономика: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное