$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Тяжесть сокращенного перечня

04.11.2016

Размер отчислений по государственному социальному страхованию от фонда оплаты труда белорусский бизнес давно считает одной из главных проблем налоговой нагрузки. Проблема здесь не только в ставках, но и в нюансах методологии, из-за которых иногда увеличивается как облагаемая база, так и вероятность ошибок. Поэтому любые изменения в законодательстве, регулирующем вопросы начисления взносов, неизменно привлекают особое внимание предпринимателей и бухгалтеров. Очередные новшества могут появиться в ближайшее время.

Недавно в бизнес-союзы поступил проект новой редакции Перечня выплат, на которые не начисляются взносы, в т.ч. по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».

Авторы документа ставили перед собой задачу обеспечить сбалансированность и увеличение доходной части бюджета ФСЗН, сократить затраты времени на определение объекта для начисления плательщиками страховых взносов. Кроме того, учитывалось действие ограничений по начислению, удержанию и уплате страховых взносов в размере не выше 5-кратной величины средней зарплаты работников за предшествующий месяц (подп. 1.5 п. 1 Указа от 8.12.2014  № 570  «О совершенствовании пенсионного обеспечения»).

В результате проект нового Перечня получился значительно короче, чем ныне действующий, утвержденный постановлением Совмина от 25.01.1999 № 115 (с изменениями и дополнениями): всего 5 пунктов вместо 8.

Предлагается не начислять взносы на:

– государственные премии, стипендии, пособия, денежные выплаты, связанные с награждением государственными наградами, гранты, предусмотренные законодательными актами и выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета и государственного социального страхования;

– денежные выплаты за счет средств международной технической помощи Евросоюза, производимые работающим гражданам, участвующим в реализации программ и проектов международной технической помощи ЕС;

– компенсации в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренные в главе 9 ТК (речь идет о компенсациях при командировках, переезде в другую местность, за подвижной и разъездной характер работы и работу вахтовым методом, при повышении квалификации, переподготовке, профессиональной подготовке и стажировке по направлению нанимателя, направлении на медосмотр и медобследование в государственные организации здравоохранения и т.п.);

– суммы страховых взносов (платежей), уплачиваемых работодателем по обязательному государственному личному страхованию в соответствии с законодательством, а также по договорам добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, добровольного страхования медицинских расходов (при условии, что договоры заключены на срок не менее 1 года);

– доплату до среднемесячного заработка при временном (до восстановления трудоспособности или установления ее стойкой утраты) переводе на более легкую нижеоплачиваемую работу в связи с повреждением здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

О п. 8 действующего Перечня сожалеть не приходится – он исключается в связи с утратой силы с 1 июня т.г. Декрета от 7.12.2012 № 9 «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности». А вот исключение п.п. 2, 4, 7, а также сумм возмещения морального вреда, причиненного работникам, упомянутых в п. 3 нынешнего Перечня, вряд ли обрадует бизнес. Получается, что взносами в ФСЗН будут облагаться выходное пособие при прекращении трудового договора (контракта), суммы средств работодателя, направленные на обеспечение работников средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком и т.п., форменной одеждой и обмундированием, на обучение работников, приобретение путевок, поощрение работников за участие в спортивных мероприятиях, суммы, направленные на строительство и покупку жилья и погашение кредитов (ссуд), полученных на эти цели гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Не пожалели даже материальную помощь, оказываемую работникам в соответствии с законодательными актами, а также в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, постигшим их стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, смертью их близких родственников.

Таким образом, авторы проекта одним махом разрешили большинство коллизий, порождавших споры и волны запросов и разъяснений. Больше не придется спорить, надо ли облагать взносами в ФСЗН обучение на семинарах и «золотые парашюты», стоимость питьевой воды и туалетных принадлежностей, приобретаемых для работников, тот или иной вид матпомощи и вакцинацию сотрудников. Облагаться будет почти все, кроме крайне ограниченного круга выплат, пособий и компенсаций. Это действительно до предела сократит время на исчисление взносов – в той же степени, насколько вырастут суммы, подлежащие перечислению. При этом формально власти не нарушают обещание не вводить новые налоги (тем более что у нас отчисления на социальное страхование налогом не считаются).

Нетрудно спрогнозировать, что многим работодателям станет невыгодно сохранять привычные выплаты, если они в одночасье «подорожают» более чем на треть. Будут попытки уклониться даже от платежей, прямо предписанных законодательством, а от соцпакетов, привлекающих и стимулирующих сотрудников, вообще мало что останется. Заодно у бизнеса появится довольно весомый мотив для более широкого применения «зарплат в конвертах».

Новая редакция перечня (если он будет утвержден) может вступить в силу с 1 января 2017 г. Вряд ли кого-то утешит, что суммы выплат, начисленных в пользу работника, будут учитываться при исчислении его стажа и заработка при назначении пенсии и пособий. До пенсии еще надо дожить, а расходы предприятий (в т.ч. те, которые в текущей пятилетке собираются сократить на 25%) снова вырастут.

Автор публикации: Леонид ФРИДКИН