$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Бизнес-союзы

Творческий подход к ценообразованию

28.10.2008

Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С.  Кунявского 9 октября провел специальный тематический семинар по ценообразованию для организаций — членов БСПН. Его слушатели имели возможность из первых уст разработчиков Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. постановлением Минэкономики от 10.09.2008 № 183 (далее — постановление № 183, Инструкция № 183), услышать об изменениях законодательства по ценообразованию и задать интересующие их вопросы.

Особенностью нового документа, в отличие от ранее действовавшего, является отсутствие норм законодательства, прямо не касающихся вопросов ценообразования. Предполагается, что белорусские субъекты хозяйствования хорошо ориентируются во всем многообразии отечественного законодательства и умеют им пользоваться.

Не секрет, что больше и больнее всех новая Инструкция затронула интересы импортеров.

Пункт 3 постановления № 183 разграничил порядок ценообразования на товары до и после даты вступления документа в силу. При этом для импортеров имеет значение отгрузка и оплата ввезенных ими товаров на территории РБ (белорусским покупателям), а не отношения со своими поставщиками-нерезидентами.

С датой вступления в силу постановления № 183 тесно связана необходимость пересчета отпускных цен на импортные товары. Кроме трудоемкости, этот процесс сулит импортерам и немалые убытки в связи с изменением курса иностранных валют на современную дату формирования цен. Однако пересчитывать цены придется. Датой формирования цен является дата, на которую делается новое экономическое обоснование (расчет) цены. За отсутствие этого документа по-прежнему грозит штраф по ст.12.6 КоАП.

Из пункта 3 постановления № 183 следует, что не пересчитываются отпускные цены на товары иностранного происхождения, которые по состоянию на 14.09.2008 г. были отгружены, но не оплачены; оплачены, но не отгружены; отгружены и оплачены, а также определенные до 14.09.2008 г. розничные цены, в том числе сформированные импортером, на товары, находящиеся в объектах розничной торговли (в т. ч. организациях общественного питания) на указанную дату.

Кроме этого, Минэкономики в своем письме от 29.09.2008 № 12-01-09/5500 «Об отдельных вопросах применения постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183» (см. ЭГ № 77 от 3.10.2008, далее — письмо) разрешило не пересчитывать отпускные цены на импортные товары, по которым перечень расходов, включенных в расчет цены при ее формировании до вступления в силу постановления № 183, соответствует перечисленным в п. 12 Инструкции № 183. То есть цены, сформированные ранее без учета расходов по оплате услуг банков, услуг в области таможенного дела, вознаграждения поверенному, комиссионеру и иному аналогичному посреднику, разрешено не пересчитывать. Кроме того, могут не пересчитываться цены на остатки товаров иностранного происхождения, указанные в перечне согласно приложению 1 к Инструкции № 183, отпускные и розничные цены на которые формируются с учетом конъюнктуры рынка.

Организации оптовой и розничной торговли, которые приобрели товары у импортера (получили и (или) оплатили) до вступления в силу постановления № 183, определяют надбавки к отпускным ценам, сформированным до 14.09.2008 г. в соответствии с действующим тогда порядком. На практике это значит, что если на отгруженный и (или) оплаченный до этой даты товар по ранее действующему порядку оптовая надбавка импортера была ограничена, а теперь этот товар включен в приложение № 1 к Инструкции № 183, то оптовик, приобретший такой товар, должен реализовать его с ограничением своей оптовой надбавки (20% на всех участвующих посредников).

Расход расходу рознь

В пункте 12 Инструкции № 183 упоминаются иные расходы, связанные с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров. От них также зависит величина цены и оптовой надбавки. Но к «иным», по мнению специалистов Минэкономики, можно отнести далеко не все расходы. Так, например, расходы по оформлению паспорта сделки должны покрываться за счет оптовой надбавки импортера, т.к. это оплата услуг банков. Между тем в п.5 письма прямо указано, что под иными расходами, связанными с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, понимаются расходы по платежам и оплате получаемых документов, без осуществления которых товар не может быть выпущен в свободное обращение на территории РБ (оборот не допускается, запрещен и (или) влечет административную и иную ответственность), в т.ч. за оформление паспортов сделок. Но в соответствии с Указом от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» функции по регистрации паспортов сделок перешли со 2.10.2008 г. от таможенных органов к банкам. Можно предположить, что и после указанной даты расходы по регистрации паспорта сделки связаны с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров.

Теперь импортеры должны внимательнее относиться к услугам таможенных агентов. Последние обязаны представлять заказчикам расшифровку стоимости своих услуг, из которых импортеры обязаны выделять стоимость собственно материального носителя (бумаги), на которой оформлена таможенная декларация. Только эту сумму можно включать в отпускную цену товаров до оптовой надбавки. То же было разъяснено и по поводу услуг банка по регистрации паспорта сделки — необходимостью при импорте является только собственно паспорт сделки, а не услуги по его регистрации. Импортер может непосредственно осуществлять действия по оформлению таможенных деклараций. Их стоимость при этом, правда, еще нужно умудриться обосновать и лишь после этого включать в расчет отпускной цены.

Расходы по хранению груза на складе временного хранения (СВХ) могут включаться в отпускную цену импортера согласно письму только за время оформления документов. Но счет за хранение документов владелец СВХ выставляет без разделения расходов за хранение, необходимое для оформления документов, и за хранение сверх этого, но допустимое для той или иной категории товаров. Срок временного хранения товаров согласно ст. 125 Таможенного кодекса — 60 календарных дней и начинает исчисляться со дня, следующего за днем выдачи разрешения на временное хранение товаров.

Сбор за импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, а также за импорт товаров, упакованных в тару, неожиданно попал в отпускную цену импортного товара в качестве иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров. Заметим, что расчет цены импортера (до оптовой надбавки) не равнозначен отражению покупной стоимости товара в бухучете. Поэтому, как и прежде, указанные сборы как составляющие экологического налога будут отражаться на счетах учета затрат или издержек обращения, а не на сч.41 «Товары».

Вопрос реализации на территории РБ реимпорта не регулируется Инструкцией № 183. Однако подп.1.9 Указа № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» по-прежнему предусматривает, что приобретение резидентами у нерезидентов товаров, произведенных на территории РБ, осуществляется по ценам, не превышающим более чем на 5% отпускную цену, установленную производителем соответствующего товара для потребления его на территории РБ на день заключения договора реимпорта.

О чем молчит Инструкция

В Инструкции № 183 нет норм по оформлению отгрузочных документов. А в форме накладных, утвержденных постановлением Минфина от 14.05.2001 № 53, нет соответствующего реквизита для указания франкировки цены отгружаемых товаров. Поэтому условия франкировки не являются реквизитом, который должен указываться в товарно-транспортных накладных. Для этих целей предназначены договоры, протоколы согласования цен. Хотя импортеров при реализации товаров на территории РБ вопрос указания франкировки их отпускных цен не касался и прежде. Т.к. импортеры — это торговые организации, то все расходы по доставке товаров до покупателей на территории РБ (по договоренности сторон) покрываются за счет издержек обращения.

Как и прежде, в накладных нужно указывать цели приобретения товара. Согласно Инструкции № 183 в отличие от ранее действовавшего порядка для формирования отпускной цены импортера не имеет значение направление дальнейшей реализации товаров. Кроме того, согласно п. 26 Инструкции № 183 оптовикам предоставлено право реализации товаров, полученных на условиях оптовой скидки, через собственные объекты розничной торговли по розничным ценам, сформированным путем добавления торговой надбавки к отпускной цене. Поэтому в отгрузочных документах и договорах на поставку товаров указанным организациям можно указывать сразу несколько целей приобретения товаров согласно Указу № 117. Например, «для оптовой и розничной торговли».

Предоставление договорных скидок должно осуществляться в соответствии с разработанным и утвержденным руководителем организации положением. А вот оптовые скидки предоставляются по соглашению продавца и покупателя (импортера и оптовика-посредника). При этом, по мнению специалистов департамента ценообразования, оптовую скидку нельзя делить между оптовиками. Т.е. между импортером (или организацией-изготовителем) может стоять лишь один посредник, в пользу которого и предоставляется оптовая скидка.

В Инструкции № 183 не содержится особенностей формирования и применения цен по договорам комиссии. На семинаре указали, что комитенты формируют цены в соответствии с данной Инструкцией, а комиссионеры реализуют полученные товары по ценам и на условиях, определяемых комитентом. При этом комиссионер имеет право применять:

— скидки только согласно порядку, определенному комитентом;

— торговые надбавки (при реализации через собственный объект розничной торговли) только с разрешения комитента, закрепленного в договоре комиссии.

Внутреннее перемещение товаров между структурными подразделениями юридического лица должно осуществляться по себестоимости (учетным ценам), которая и указывается в товарно-транспортной накладной. При этом не запрещается реализовать произведенные или импортированные товары через собственные объекты розничной торговли с взиманием торговой надбавки к сформированной прейскурантной цене в соответствии с требованиями Инструкции № 183.

Многих интересует, в каких случаях можно не выводить экономические расчеты, обосновывающие уровень применяемых отпускных цен на бумажные носители, а хранить их на электронных. Напомним, что п.1 постановления Совмина от 12.06.2000 № 852 «О некоторых мерах по улучшению информационного обеспечения и контроля за уровнем цен» обязывает субъектов хозяйствования информировать Минэкономики о ценах на производимые или ввозимые товары. Такая информация представляется на бумажных носителях. Во всех других случаях импортеры, по словам выступающих, могут не выводить экономические обоснования уровня применяемых цен на бумажные носители. Но при проверках контролирующими органами субъект хозяйствования обязан представить обоснование уровня любой применяемой им цены на бумажных носителях за подписью ответственных лиц.

Организациям-изготовителям, кроме этого, нельзя забывать, что калькуляции цен в обязательном порядке утверждаются руководителем организации, а при регистрации цен согласно постановлению Совмина от 18.06.1999 № 944 уведомление в регистрирующий орган представляется на бумажном носителе. При изменении цен в рамках предельных индексов новые калькуляции цен можно не выводить на бумажные носители.

Согласно подп.1.4 Указа от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» отпускные цены на новые товары подлежат обязательной регистрации в порядке, установленном Совмином. Для признания товара новым должно присутствовать два признака одновременно:

— товар должен иметь новое (отличное от других) наименование;

— обладать улучшенными качествами по сравнению с аналогичными товарами.

В случае повышения цен в рамках предельного квартального или месячного индекса в соответствии с постановлением Минэкономики от 6.08.2008 № 160 «О вопросах применения предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) и регистрации цен (тарифов)» (см. ЭГ № 72 от 16.09.2008) субъект хозяйствования в течение квартала (месяца) не вправе регистрировать отпускную цену (тариф) сверх предельного индекса. И наоборот, если в текущем месяце зарегистрирована отпускная цена сверх индекса, то увеличивать отпускную цену на величину предельного индекса нельзя.

Легко ли быть «упрощенцем»

Согласно подп.1.4 Указа № 285 требования соблюдения предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов), а также обоснования экономическими расчетами (расчетом цен на импортируемые товары) уровня применяемых цен не распространяются на юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения и ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций, и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, а также на крестьянские (фермерские) хозяйства, на индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или применяющих УСН.

Эти лица, в т.ч. импортеры, не составляют расчеты по экономическому обоснованию уровня отпускных цен на товары иностранного происхождения, без ограничений оптовой надбавки, установленных п.12 Инструкции № 183. Таким образом, для «упрощенцев» — юрлиц, на первый взгляд, открываются широкие перспективы для свободного ценообразования. Если только они неукоснительно соблюдают требования постановления МНС, Минфина, Минтруда и Минстата от 19.04.2007 № 55/60/59/38 «Об утверждении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и о некоторых вопросах ее заполнения». Однако заметим, что многим юрлицам, применяющим УСН, так и не удается отказаться от ведения бухучета и отчетности на общих основаниях.

Елена ПАНОВА,
аудитор