$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ТВЕРДЫЙ СПЛАВ©

12.05.2015

для любого рынка

Малое инновационное предприятие «Металлект» — производитель осевого монолитного металлорежущего инструмента из твердого сплава с износостойкими покрытиями — вышло на российский рынок, где намерено занять не менее 10% в своей группе в сегменте общего машиностроения. Компания готова обеспечить потребности отечественного рынка полностью — был бы спрос.

Ранее сотрудники «Металлекта» работали в дочерней фирме одной из крупнейших немецких инструментальных компаний. Но когда она в 2011 г. закрылась, производство удалось сохранить — на прежних площадях и с тем же коллективом. Сделать это удалось за счет кредитов, предоставленных немецким Сommerzbank и швейцарским UBC. Год ушел на поставку и запуск оборудования, а в начале 2013 г. началось производство инструмента, которое за год принесло 1,6 млн. EUR выручки и узнаваемость на рынке.

Благодаря политике модернизации на белорусские предприятия поступило много новых обрабатывающих центров, использующих твердосплавный режущий инструмент. Но он быстро изнашивается и нуждается в замене. Заказать инструмент можно в Швейцарии, Швеции, Германии, Израиле, что занимает в среднем 8–12 недель. Но, оказывается, можно не тратить валюту и время: «Металлект» выполнит такой же заказ втрое быстрее — максимум за 4 недели, при таком же качестве. Его обеспечивает производственный центр в Логойске, оснащенный современным европейским оборудованием. Здесь можно производить и восстанавливать инструмент, наносить износостойкие покрытия, осуществить высокоточную 5-координатную механическую обработку деталей.

Минпром проявил понимание в необходимости поддержки уникального для Беларуси производства и в ноябре издал приказ, позволяющий заводам не согласовывать закупку у «Металлекта» инструмента с ОАО «МЗОР» и министерством. Тем не менее кризисный 2014 г. принес лишь 1,2 млн. EUR выручки и проблемы с новыми контрактами на отечественном рынке.

Сегодня загрузка мощностей предприятия снизилась по сравнению с 2013 г. примерно на 1/4 почти до 40%. Это вызвано спадом производства у потенциальных клиентов — машиностроительных заводов. Между тем, беря кредит на 5 лет, «Металлект» рассчитывал на полную загрузку своих мощностей, что позволило бы получать около 4 млн. EUR выручки в год. Поэтому теперь поддерживать рентабельность на уровне выше инфляции и обслуживать долг довольно трудно, тем более что оборачиваемость денежных средств составляет около полугода. Поэтому потребовалось добиваться реструктуризации кредитных выплат предприятия в обслуживающем белорусском банке. Приходится искать более дешевые ресурсы на рефинансирование кредитов через европейские банки, где ставки гораздо привлекательнее, чем в Беларуси.

Снижение кредитной нагрузки должно идти одновременно с наращиванием экспорта в Россию. Найден партнер и создано дочернее предприятие в Санкт-Петербурге, которое активно представляет торговую марку «Металлект». «На российском рынке требуется присутствие на месте, разветвленная дилерская сеть, — объясняет директор предприятия Михаил Борисов. — Ведь мы не просто продаем инструмент, а внедряем технологию, а для этого нужен тесный контакт с клиентом. Поэтому помощь партнера (компании «Инженерный Консалтинг») дорогого стоит».

Для установления более-менее регулярных поставок любому из клиентов требуется год. В течение этого срока проводятся испытания, позволяющие заказчику оценить качество предлагаемого инструмента и увериться, что он не хуже элитных западных марок.

Способствует развитию поставок и программа импортозамещения, принятая в России в ответ на западные санкции, чтобы сократить зависимость от иностранных корпораций. Такая мера была бы уместна и в Беларуси, считают руководители «Металлекта». Конечно, льготы, предоставленные для создания предприятий в малых городах, — это хорошо, но недостаточно. Чтобы создаваемые компании выживали, нужна комплексная поддержка. Но на практике им предлагаются те же условия сотрудничества, что и для импортеров. К примеру, немецкая фирма, рассматривая предложения, всегда приобретет продукцию прежде всего у соотечественника и только потом у иностранца. У нас же, наоборот, большинство предприятий предпочитают зарубежные бренды. Возможно, тут нужно вмешательство административного ресурса?

ЧТОБЫ повысить уровень доверия к отечественным производителям, нужно бороться с менталитетом, объяснять важность поддержки малого бизнеса. Ведь ему не нужна многомиллиардная господдержка — он привык выживать самостоятельно. «МТЗ ежемесячно только за электроэнергию платит не менее 30 млрд. Br, что соответствует нашей годовой потребность в денежных средствах, — сравнивает М.Борисов. — Потребность в инструменте 60 крупных и средних предприятий исчисляется сотнями миллионов рублей. Если бы каждое из них сделало заказ на 50 млн. Br, то месячная выручка составила бы 3 млрд. Br. А если добавить экспорт в Россию, никакого спада не будет заметно».

Менеджеры «Металлекта» считают, что их компания способна сегодня полностью обеспечить потребности отечественных предприятий в группе осевого твердосплавного инструмента полностью, а заодно закрыть 10% российского рынка. Чтобы продвигать свою продукцию в РФ используются стандартные приемы — выпуск каталогов, участие в выставках в регионах, где сохранились крупные промышленные предприятия: в Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде.

Прошедшая недавно в Перми выставка «Металлообработка» принесла логойским инструментальщикам уверенность в узнаваемости на российском рынке. «Мы нашли двух крупных заказчиков, которые готовы покупать инструмент на постоянной основе, — рассказывает М.Борисов. — Приятно удивило, что нас искала компания, которая сама является производителем инструмента: чтобы разместить у нас часть своих заказов. Кроме того, мы объединились для совместных поставок на крупный российский завод ВПК».

Оказалось, что на российском рынке у «Металлекта» практически нет конкурентов. Напротив, есть только партнеры, готовые закупать для своих клиентов группу инструментов, которую сами не производят. При этом россияне, в отличие от белорусских заказчиков, согласны производить 50-процентную предоплату и перечислять оставшуюся сумму через 20–30 дней с момента поставки. Таким образом, проблем с дебиторской задолженностью не возникает.

УЧАСТИЕ в весенней минской выставке «Металлообработка» выявило несколько тенденций. Как ни парадоксально, но на выставке в Минске «Металлект» нашел зарубежных партнеров, но не встретил отечественные компании, заинтересованные в сотрудничестве. Неужели для них задача импортозамещения не столь уж приоритетна? К сожалению, белорусские госпредприятия оказались не слишком перспективными покупателями по ряду причин. Слабым местом любого белорусского производителя является невозможность конкурировать с зарубежными корпорациями в предоставлении отсрочек платежа. Столкнулся с этой проблемой и «Металлект» — белорусские предприятия предпочитают покупать инструмент у импортеров, предлагающих большие отсрочки. Правда, потом они часто не очень заботятся об оплате — накопив долг перед одним поставщиком, переходят к другому. К примеру, объем просроченной задолженности белорусских клиентов у «Металлекта» — около 1 млрд. Br. Поэтому сейчас на внутреннем рынке он работает только с теми, кто хотя бы раз платил вовремя.

Другая проблема — у многих заводов имеются полугодовые запасы инструмента, а вот обеспеченной заказами производственной программы нет. Так что на новые контракты приходится в лучшем случае рассчитывать в следующем году.

Оксана КУЗНЕЦОВА