$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Туризм

Туризм: путешествие в реестр©

24.11.2015

Основные термины и их определения, содержащиеся в ст. 1 Закона № 326-З, предлагается привести в соответствие с базовым глоссарием Всемирной туристской организации, устав которой Беларусь ратифицировала в 2005 г.

ПОСЛЕ принятия и вступления норм законопроекта в силу в Беларуси появится реестр субъектов туристической деятельности, призванный систематизировать информацию о юридических лицах и ИП, работающих на данном рынке. Формированием реестра и его размещением в Интернете будет заниматься Минспорта и туризма, по инициативе которого он и вводится.

Напомним, ранее сотрудники Департамента по туризму Минспорта и туризма, наделенного правом надзора за соблюдением законодательства в этой сфере, неоднократно жаловались на отсутствие рычагов влияния на недобросовестных участников рынка туруслуг. Действующий сегодня заявительный принцип позволяет работать на нем и тем, кто не имеет ни соответствующего образования, ни средств выплаты компенсации туристам в случае некачественного оказания услуг. Собственно говоря, сетовать чиновники должны, прежде всего, на самих себя. Ведь после отмены лицензирования туристической деятельности в республике так и не появилось адекватного механизма отбора компетентных и добросовестных участников. Не появились и рыночные инструменты регулирования, вроде добровольной сертификации, страхования гражданской ответственности и мер по защите прав потребителей – для их срабатывания у нас просто нет соответствующих условий.

Остается ввести реестр, включение в который будет обязательным для работы на туристическом рынке. Как заверил председатель Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Александр Цецохо, реестр поможет субъектам туристической деятельности сориентироваться при выборе партнера, а отпускникам – в поиске «легитимной» турфирмы, которой можно доверить организацию своего отдыха, оценить время ее существования на рынке.

Сейчас постоянная комиссия совместно с заинтересованными ведомствами «шлифует» перечень сведений, которые должны быть поданы в Минспорта и туризма для включения в реестр. Основанием для изъятия из него станет исключение из Единого государственного регистра юрлиц и ИП либо прекращение осуществления им туристической деятельности.

В то же время, как утверждают в министерстве, речь ни в коем случае не идет о возврате к лицензированию турфирм. Между тем вернуться к ней на первоначальном этапе подготовки проекта закона действительно предлагалось. Рассматривался также вариант саморегулирования, но от него пришлось отказаться. Законопроект о саморегулируемых организациях (СРО) никак не дойдет до парламента, да и непонятно, как он в случае его принятия сможет вписаться в белорусские реалии.

ЕЩЕ одно новшество – введение на основе методических рекомендаций Статистической комиссии ООН и Всемирной туристской организации вспомогательного счета туризма (ВСТ). Это метод оценки роли туризма в экономике, основанный на сборе и анализе всех аспектов спроса на товары и услуги, которые могут быть связаны с данной отраслью. Этот инструмент, включающий 10 стандартных таблиц, служит для формирования международной статистики туризма и используется в 75 странах мира, в т.ч. в Казахстане. Его внедрение предусмотрено госпрограммой развития туризма в Беларуси на 2011–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 24.03.2011 № 373.

По словам депутата Вадима Девятовского, введение ВСТ позволит обеспечить полноценное участие Беларуси в международных рейтингах и обзорах, повысить ее узнаваемость и ценность как привлекательного места для развития туризма.

Предполагается также внести уточнения в ст. 8-1 Закона № 326-З, которая с целью распространения информации о Беларуси и ее туристическом потенциале предусматривает создание туристических информационных центров, в т.ч. за рубежом. Пока развитие таких центров тормозится из-за отсутствия четкого нормативного регулирования их деятельности. Устранить этот пробел планируется поручить Совмину. Ему заодно предстоит утвердить правила оказания туристических услуг, которые, вероятно, заменят нынешние, утвержденные постановлением от 12.11.2014 № 1064.

Кроме того, с учетом действующей практики предусмотрена корректировка существенных условий договора оказания туруслуг. Так, согласно предлагаемой редакции ст. 17 Закона № 326-З туруслуги могут предоставляться не только их заказчику, но и третьим лицам, обозначенным в договоре. При этом заказчик должен предоставить достоверные сведения о себе и третьих лицах «в объеме, необходимом для оказания туристических услуг», а туркомпания – верно указать их в договоре.

Помимо этого корректируется ч. 3 ст. 21 Закона № 326-З, где установлено, что договор оказания экскурсионных услуг считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи экскурсанту квитанции, если иное не предусмотрено договором. В целях упрощения работы с клиентами и ускорения документооборота наряду с квитанцией предусмотрена возможность выдачи экскурсанту документа, формируемого кассовым оборудованием и (или) платежным терминалом и подтверждающего оплату оказываемых услуг независимо от форм расчета. Кроме того, договор оказания экскурсионных услуг считается заключенным в надлежащей форме и с момента совершения платежа за экскурсионные услуги посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства Республики Беларусь (ЕРИП).

В ходе организованного в Палате представителей круглого стола, посвященного развитию туристической отрасли, прозвучало предложение предусмотреть административную ответственность за нарушение законодательства в этой сфере. Например, установить штраф в 100 базовых величин за проведение нелегальных экскурсий. Однако включать в законопроект штрафные санкции не стали – их внесут в КоАП отдельным законом.

Не вошла в законопроект и статья о создании за счет взносов туроператоров фонда экстренной помощи на случай форс-мажорных обстоятельств – по аналогии с компенсационным фондом российской ассоциации «Турпомощь». Предполагалось, что из этих средств будут выплачивать хотя бы частичную компенсацию туристам, когда турфирма не сможет выполнить взятые на себя обязательства, например, вернуть туристов на родину. Однако специалисты уверены, что к российскому опыту нам еще придется вернуться.

Сейчас законопроект готовится к рассмотрению во втором чтении.

ПОМОГУТ ли предлагаемые новации нарастить потенциал турбизнеса? Напомним, что в 2014 г. ни одна из областей страны не выполнила план по экспорту туруслуг, не помог даже проходивший в стране чемпионат мира по хоккею. В этом году ситуация повторяется. Нормы, заложенные в законопроекте, направлены на то, чтобы сделать Беларусь более узнаваемой в мире, ввести дополнительные меры по защите путешественников от недобросовестных фирм. Однако есть и другие причины, препятствующие развитию отрасли, прежде всего, въездного туризма – наличие визового режима, неразвитость инфраструктуры, невысокий уровень сервиса. Эти проблемы в рамках одного закона не решить.

Анна РАДЮК

Справка «ЭГ»                       

Число организаций, осуществляющих туристическую деятельность в Беларуси, выросло с 783 в 2010 г. до 1254 в 2014 г., в т.ч. туроператоров – с 97 до 160, турагентов – с 188 до 519, лиц, занятых одновременно туроператорской и турагентской деятельностью, – с 498 до 575. В то же время численность белорусских туристов, выезжавших за рубеж, возросла с 414,7 тыс. человек до 740,5 тыс., иностранных туристов, посетивших нашу страну, – со 120,1 тыс. до 137,4 тыс., а туристов, отправленных по маршрутам тура по республике, сократилось с 79 тыс. до 56,2 тыс. При этом чемпионат мира по хоккею действительно мало помог: в прошлом году число зарубежных гостей увеличилось по сравнению с 2013 г. только на 600 человек. Неудивительно, что бурное строительство гостиниц (если в 2010-м их насчитывалось всего 359, то в 2014 г. уже 530) привело к падению их средней загрузки с 45 до 34%.

Выручка от оказания туристических услуг за 5 лет выросла со 156,7 млрд. Br до 935,4 млрд. В то же время стоимость зарубежных туров, оплаченных гражданами Беларуси, увеличилась с 541,3 млрд. Br до 4386,7 млрд., а туров, оплаченных иностранными туристами, – с 75,3 млрд. до 382 млрд. Br.