$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Туризм на волнах

30.11.2007

Экономический успех мировых компаний — владельцев морских круизных линий — основан на привлечении дешевой рабочей силы и гибкой ценовой политике. Сотрудничество с ними может быть перспективным и для отечественных туроператоров.

Показателен здесь опыт американской компании Carnival Cruise Lines, основанной в 1974 г. Ее владелец Тэд Арисон в то время приобрел один небольшой корабль. Сейчас его флот насчитывает 23 судна, на борту которых единовременно находятся до 25 тыс. туристов, а ежегодный оборот компании, по оценкам экспертов, превысил 3 млрд. USD.

Carnival изначально сделала ставку на дешевую иностранную рабочую силу — и, безусловно, выиграла. Сейчас в числе работающих на кораблях преобладают выходцы из Индонезии, Филиппин, Индии, стран Южной Америки и Восточной Европы. Встречаются там и наши сограждане, но редко, что связано с большими трудностями получения визы в посольстве США в Беларуси. Контракт работников Carnival в среднем длится 7-9 месяцев, на протяжении которых практически отсутствуют выходные. Продолжительность рабочего дня в зависимости от должности — 6-10 часов. По окончании контракта предоставляется отпуск на 1,5-2 месяца и приглашение на следующий период работы. Несмотря на удаленность и напряженный график, для желающих трудоустроиться Carnival — весьма привлекательный работодатель. Проживание и питание на кораблях бесплатное, к тому же во многих случаях компания оплачивает билет сотрудников. Зарплата от 500 до 3000 тыс. USD в месяц в сочетании с возможностью сделать карьеру и посмотреть различные страны весьма привлекательны, особенно для наемных работников из стран с развивающейся экономикой.

Компания экономит на рабочей силе не только потому, что она относительно дешевая, но и потому, что платит работникам зачастую не Carnival, а сами туристы. К примеру, оклад у обслуживающего персонала — официантов и горничных — символичен — 50-70 USD/ месяц. Основную часть их дохода (от нескольких сотен до нескольких тысяч USD) составляют чаевые, выплачиваемые гостями за сервис.

Carnival работает в режиме non-stop. Если утром корабль прибывает в порт, завершив круиз, то уже во второй половине дня отчаливает в очередной с новыми гостями на борту. Отсутствие простоев обеспечивает максимальный оборот от продажи билетов. Наполнять корабли туристами компании удается даже в сезон ураганов (в Северной Америке — август-октябрь). В этот период цены на билеты могут падать до 200-250 USD на человека за неделю круиза. Стоимость включает бесплатное питание, высококлассный сервис и многочисленные увеселительные мероприятия на борту. Не удивительно, что для многих американцев в это время жить на корабле становится дешевле, чем на суше, и они переселяются на лайнеры целыми семьями. Продажа билетов по бросовым ценам тем не менее остается выгодной, поскольку деньги также зарабатываются за счет многочисленных платных услуг на борту. Современный лайнер — это минигород с 2-3 тыс. человек на борту, высотой с 12-этажный дом, размером с футбольное поле, имеющий многочисленные магазины, рестораны, бары, казино, парикмахерские, салоны и т. д. Посещая их, клиенты, как правило, тратят деньги и немалые. К примеру, алкогольные напитки в отличие от питания не бесплатные, средняя стоимость одного коктейля — 7-8 USD. Высокодоходна организация экскурсий в портах следования, средняя цена тура на одного человека — 90-120 USD. Традиционно прибыльна работа казино, аукционов по продаже картин, где, кстати, за весьма сомнительные произведения искусства порой «срывают» по несколько тысяч USD.

Европейские и американские круизные компании — перспективные партнеры для отечественных туроператоров. Популярный в мире отдых на кораблях для наших соотечественников остается диковинкой. Начавшие разрабатывать этот клондайк российские и украинские турфирмы, при отсутствии конкуренции закладывают в стоимость билетов до 100% и более добавленной стоимости. Перспективность этого рынка во многом определяется его емкостью, ежегодно на круизных лайнерах в мире отдыхают более 100 млн. человек, и доля выходцев из Восточной Европы постоянно растет.

Александр ГЕРАСИМЕНКО