$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Туризм хромает

08.08.2008

Предоставление качественных услуг в сфере гостиничного бизнеса является одной из важнейших составляющих создания конкурентоспособного национального туристического продукта. Этому, по мнению государственных экспертов, будет способствовать обязательная сертификация услуг гостиниц, введенная в Беларуси с недавних пор. Однако, по мнению самих участников турбизнеса, уровень обслуживания в отечественных гостиницах это не поднимет.

Сертификация — это залог повышения качества предоставляемых в Беларуси гостиничных услуг, и, безусловно, повлияет на работу гостиниц в лучшую сторону. Такое мнение высказала в беседе с корреспондентом «ЭГ» начальник отдела по сертификации Национального агентства по туризму (НАТ) Светлана Числова. Потому как цель присвоения категории (ее можно получить только при проведении сертификации) — сориентировать клиента на определенное качество. Практика присвоения звездности гостиницам существует во всех европейских странах. «Когда туристы едут в неизвестную страну, им нужно знать, что по факту они получат, чтобы сориентироваться и выбрать гостиницу нужного уровня», — говорит С.Числова. Это, в свою очередь, увеличит поток посещающих нашу страну туристов, поскольку иностранцы будут приезжать к нам без опаски. К примеру, сегодня все столичные сертифицированные отели проблем с загрузкой не имеют, что нельзя сказать про «беззвездные», отметила она.

Руководителей предприятий необходимо заинтересовывать в проведении сертификации. Один из способов — установить зависимость цен и тарифов от звездности. Еще один способ — усиление конкуренции на рынке. Ведь почему наиболее активно сегодня начинают себя позиционировать именно минские гостиницы? Потому что их много. Зачем какой-нибудь региональной гостинице вкладывать деньги и повышать уровень комфортности, если в ближайшей округе она единственная и выбора у туристов все равно нет?

Сегодня сертификацию прошли лишь 18 белорусских гостиниц из около 257 работающих в республике (всего 300 средств размещения). Обязательна эта процедура для желающих получить категорию от одной до пяти звезд (и мотели от 1 до 4) — согласно постановлению Госстандарта от 14.12.2007 № 64. К слову, государственный стандарт «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» действует в Беларуси с 2000 г., и до сих пор за «звездами» субъекты хозяйствования обращались по собственной инициативе, чтобы повысить престиж, а значит, и конкурентоспособность на рынке этих услуг.

Что предполагают белорусские пять звезд? Пока их обладательницей стала лишь столичная гостиница «Европа». В первую очередь, это повышенный комфорт для посетителей. Они должны иметь конференц-зал, бизнес-центр, беспроводной Интернет и др., рассказали в Национальном агентстве по туризму. Отели этого класса ориентированы на деловых людей и звезд шоу-бизнеса.

Основное внимание при проведении сертификации уделяется выполнению требований безопасности. Проверяется также наличие необходимого оборудования, качество и количество предоставляемых услуг, соответствие нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность гостиниц. Второй этап сертификации — балльная оценка качества материальной базы. «Если раньше мы определяли только наличие чего-то (грубо говоря, есть кровать или нет), то теперь уже будем выставлять баллы за качество оснащения гостиницы, то есть будем определять степень изношенности здания, оборудования, мебели», — рассказала специалист НАТ.

В то же время, по мнению директора туристической компании «Внешинтурист» Владимира Маковского, сертификация и «звезды» на качество обслуживания в белорусских гостиницах не повлияют. «Чтобы звездность подтверждалась, с моей точки зрения, нужно провести, в первую очередь, обучение всего персонала, завершив его сдачей экзамена. Знания и умения горничной, портье, работников ресепшна должны отвечать звездности отеля. Здесь тоже должны быть определенные нормативы», — считает он.

Неадекватно высокие цены, выставляемые нашими гостиницами, — еще одна преграда на пути развития туризма. Субъекты хозяйствования сами формируют тарифы с учетом своих затрат и уровня рентабельности. Однако из-за дефицита мест размещения в стране они не пустуют, и цены «держат». Среднегодовая загрузка столичных отелей составляет порядка 60-70%. «Пока на столицу будет приходиться всего два четырехзвездных отеля, цены будут все время расти. Когда их будет пять, поверьте, они начнут падать», — говорит В.Маковский.

Появление в последнее время в столице отелей самой высокой категории, несомненно, должно повысить престиж страны в глазах зарубежных гостей. Однако проблема с недостатком средств размещения в Беларуси актуальности не теряет: ведь по планам Минспорта и туризма, мы с каждым годом должны привлекать в страну все больше и больше туристов. Только в прошлом году, по данным Минстата, их к нам организованно приехало 105 410 чел.

Особенно плохи дела с размещением в регионах. Примером может служить ежегодные проблемы с расселением гостей «Славянского базара» в Витебске. И это несмотря на то, что в последнее время данному вопросу стало уделяться большое внимание.

По мнению экспертов турбизнеса, нужно не просто строить больше гостиниц, а самых разных категорий — в т.ч. двух и трехзвездочных. Как показывает международный опыт, именно гостиницы среднего класса наиболее востребованы. В странах-соседях это, как правило, небольшие частные отели. Их услугами пользуются активно передвигающиеся туристы, которые приезжают в страну для того, чтобы познакомиться с ее достопримечательностями.

На вопрос «ЭГ», почему инвесторы не хотят строить гостиницы, директор Департамента по туризму Минспорта Виктор Янковенко ответил, что «прогресс уже есть», хотя пока и слабый…

Туризм в любой стране стоит на двух ногах — размещение и транспорт. Как с первым, так и со вторым у нас проблем еще очень и очень много. Где найти средства на обновление вконец изношенного парка туристических автобусов и как уговорить инвесторов строить небольшие отели — вот два основных вопроса, ответы на которые нужно найти.

Инесса ГЕРМАНЧУК