Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Туристическую "телегу" готовят зимой

Чтобы уверенно встретить грядущий туристический сезон, Министерство спорта и туризма решило заранее взяться за некоторые актуальные проблемы этой сферы деятельности...
Чтобы уверенно встретить грядущий туристический сезон, Министерство спорта и туризма решило заранее взяться за некоторые актуальные проблемы этой сферы деятельности. 5 февраля в министерстве прошло бизнес-совещание по вопросам развития туризма.

Министр спорта и туризма Юрий Сиваков не скупился на самокритику. По его словам, руководство министерства несколько ослабило в последнее время свое внимание к туризму. Это было ошибкой. Поэтому министр намерен добиться, чтобы впредь проблемы туризма рассматривались вкупе с другими вопросами.

В минувшем году объем реализации туристическо-экскурсионных услуг в республике составил 22,1 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 2002г. на 20,8% при плане 50%. Задания перевыполнили концерн "Белнефтехим", МВД, Управление делами Президента и Могилевская область. В 2003г. году рост прибыли от туристической деятельности составил 103% при уменьшении количества фирм и работников. Валютные поступления от туризма остались на прежнем уровне, в то время как сумма рублевых поступлений в сопоставимых ценах выросла на четверть. Правда, до прошлого года в нашей стране постоянно росло отрицательное сальдо по туристическим услугам. В 2003г. впервые наблюдалось его сокращение, но поставленную главой государства задачу по полуторному увеличению объема туристических услуг выполнить не удалось. Лидером стала Могилевская область, которая увеличила объем туристических услуг на 207,8%. Аутсайдерами по темпам роста оказались Брестская и Гродненская области. Существенно снизился объем оказанных услуг по линии Минобразования. Ю.Сиваков констатировал, что его министерство, и в частности управление туризма, явно недоработало в плане аргументации принимаемых и предлагаемых решений. Значительная их часть натыкалась на непонимание чиновников других ведомств.

Что ни день различными структурами принимаются новые решения, которые негативно отражаются на туризме. Причем ряд их решений даже не согласовывается с Минспорта и туризма. Порой кажется, что туристической отрасли в Беларуси отведена роль мальчика для битья. В начале 2004г. Госкомитет по авиации добился отчисления части средств из прибыли туристических компаний. Туризм без должного (по мнению участников совещания) анализа приравнен к высокорентабельным видам деятельности. В результате коэффициент арендной платы вырос вдвое. Введен налог на ввоз автобусов -- 3 евро с кубического сантиметра. Изменяются правила временного ввоза автобусов туристического класса. Введение Мингорисполкомом 10-процентного, а рядом областей 5-процентного налога на туристическую деятельность, скорее всего, приведет к тому, что значительная часть туристов отправится в путешествия через Россию. Кстати, уж если местные власти обратили внимание на туризм, то почему бы не попытаться способствовать его развитию? К примеру, во многих наших городах уже давно нет мест для стоянки экскурсионных автобусов.

В результате стоимость отдыха на белорусских курортах приближается к стоимости отдыха в Одесской области, включая и проезд. При этом в нашей стране большая часть времени года приходится на межсезонье, а тратить средства на содержание объектов приходится круглый год. Поэтому следовало бы ввести принцип сезонного налогообложения для туристических организаций. Это позволит им сформировать более гибкую ценовую политику. Принцип сезонности стоит распространить и на сферу экскурсионного обслуживания, включая экскурсионное обслуживание детей.

Критическим было и выступление заместителя министра по туризму Чеслава Шульги. Он отметил, что если два года назад в сфере туризма трудилось более 4 тыс. человек, то на сегодня их число сократилось вдвое. Уменьшается и количество фирм, работающих в туристической отрасли. Количество иностранных туристов, посещающих Беларусь, небольшое, но стабильное -- на уровне 60 тыс. человек в год. При этом в последнее время наблюдается резкое падение туристического обмена между нашей страной и Польшей. Согласно результатам исследований, зарубежный турист оставляет у нас в среднем 200 USD. На 16% уменьшилось количество белорусов, выезжавших с туристическими целями за рубеж.

Не в последнюю очередь состояние отрасли вызвано недостатком инвестиций. Ч.Шульга посетовал, что "всех белорусских чиновников разного уровня пугает сама формулировка, что туристической сфере нужны деньги". Но туристической отрасли хватило бы и нормальных условий налогообложения. Только это может способствовать привлечению инвесторов. Пока же в Беларуси не строятся отели и иная туристическая инфраструктура не потому, что нет денег, а потому, что в стране отсутствуют продуманные механизмы по привлечению инвестиций. Вместе с тем Ч.Шульга сообщил, что в ближайшее время будет создан фонд, в который войдут все заинтересованные структуры, чтобы общими усилиями, в том числе и финансовыми, самостоятельно продвигать туристические ресурсы Беларуси на мировой рынок.

По объемам оказанных туристических услуг ведущее место в республике занимают Гродненская и Брестская области. По словам представителя последней, именно на этих регионах сильнее всего отразилось введение визового режима с Польшей. Но это привело не только к снижению количества туристов. К примеру, в Бресте работало около 20 фирм, продававших ваучеры в Польшу. После введения визового режима ваучеры были отменены и фирмы соответственно остались без работы. Отсюда и падение показателей темпов роста.

К 15 февраля правительство должно внести на рассмотрение Президенту предложения о радикальных мерах по развитию и совершенствованию туризма. На государственном уровне есть три проблемы, которые тормозят и сдерживают развитие отечественного туризма. Первая -- это визовый режим. В то время как Россия, Украина его упрощают, наша страна -- ужесточает. Вторая -- очереди на пограничных переходах и отсутствие "зеленого коридора" и третья -- дискриминация в гостиницах по гражданству клиента.

Казалось бы, все просто: решить эти три проблемы -- и туризм сможет развиваться. Но каждое министерство имеет свои планы по пополнению госбюджета. У МИДа, пограничного и таможенного комитетов -- свои, ведомственные интересы. А государственного мышления порой нет. Повышение результативности работы туристической отрасли республики в 2004-м и последующих годах предполагается обеспечить за счет решения с помощью правительства вышеперечисленных проблем, а также расширения перечня услуг и создания в республике новых туристических объектов. Среди них -- горнолыжный оздоровительный комплекс в Логойском районе и резиденция Деда Мороза в Национальном парке "Беловежская пуща". Планируется создать на базе культурно-туристической зоны Несвиж -- Мир свободную экономическую зону туристическо-рекреационного типа, организовать региональные туристические центры.

Одним из путей развития международного туризма является увеличение количества и повышение качества проводимых в нашей стране спортивных соревнований. Только в этом году помимо Кубка Дэвиса в Беларуси пройдут чемпионаты мира по биатлону, хоккею на траве и другие соревнования, которые привлекут туристов. Министр указал, что календари проведения спортивных соревнований должны быть достоянием всех субъектов, работающих в сфере туризма.

В этом году планируется подготовить пакет документов по созданию свободных экономических зон в туристических регионах нашей страны, новую редакцию Закона о туризме, добиться принятия декрета о туризме. Особое внимание Минспорта и туризма намерено уделять упрощению процедуры получения виз.

На совещании было озвучено множество проблем туристической отрасли и предлагались пути их решения. Каковы будут результаты -- летом узнаем.