$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Туриста поведут в районы

02.03.2007

В минувшем сезоне туристическая отрасль продемонстрировала неплохой рост, однако планы на нынешний куда более амбициозные. Приоритеты прежние: въездной и внутренний туризм. Для активизации первого Минспорта считает необходимым отменить для ряда стран въездные визы, второго — повысить заинтересованность отечественных субъектов хозяйствования. Об этом шла речь на итоговой коллегии Министерства спорта и туризма.

Набранные отраслью темпы ее руководство устраивают, отметил на коллегии замминистра спорта и туризма Чеслав Шульга. Задание правительства по оказанию платных услуг выполнено на 126,2% при плане 119%. Выручка от туристической деятельности составила 178 млрд. Br, что в 2,2 раза больше, чем в 2005 г. Прибыль от реализации туруслуг увеличилась в 13 раз до 11 млрд. Br. Доходы от въездного туризма остались примерно на прежнем уровне — 13,7 млрд. Br, от внутреннего увеличились в 3,26 раза.

Правда, выезжает из страны по-прежнему больше туристов, чем приезжает. По данным Минстата, в 2006 г. Беларусь через турфирмы посетило 89 524 иностранных туриста (в 2005 г. — 90 811). На отдых за рубеж выехало 525 430 белорусов (572 398). Всего в страну приехало (по данным госкомпогранвойск) 361 400 иностранцев. Импорт туруслуг вырос на 148,5%, хотя согласно программе социально-экономического развития не должен был превысить 108,5%.

Минспорта объясняет это тем, что многие турфирмы вынуждены были выйти из тени. «Если раньше организации брали плату только за туруслуги, а все остальное оплачивали на месте, то сейчас этот номер уже не проходит», — пояснил директор департамента по туризму Виктор Янковенко. Задание по увеличению экспорта успешно выполнено: 139% к уровню 2005 г.

В Беларуси создано 27 турзон, работает 259 гостиниц (12 имеют сертификаты) и 100 сельских усадеб. Отремонтировано 208 туристических объектов. Открыты 52 кафе и 61 автозаправка. В 2006 г. Минспорта приступило к созданию государственного кадастра туристических ресурсов. Эта идея витала в воздухе 5 лет и не находила реализации по причине отсутствия финансирования.

В прошлом году впервые за всю историю отрасли из бюджета было выделено 1 млрд. 325 млн. Br на продвижение нашего турпродукта на международный рынок. Беларусь приняла участие в шести международных выставках. В этом году планируется поучаствовать в одиннадцати.

Несмотря на неплохие итоги, по словам замминистра Ч.Шульги, радоваться рано. В нынешнем году перед отраслью стоят куда более сложные задачи. Так, по требованию правительства на 30% нужно сократить отрицательное сальдо внешней торговли туруслугами, увеличить объем туристско-экскурсионных услуг на 21-22% (в сопоставимых ценах), экспорт туруслуг — на 13,5-15%. При этом импорт не должен превысить 8-9% роста. Задача, по мнению руководства отрасли, архисложная. Замминистра потребовал от областных и районных властей довести основные показатели отрасли до каждого субъекта хозяйствования. «Эти цифры должен выполнять каждый: от директора районной турфирмы до управлений туризма облисполкомов», — распорядился Ч.Шульга.

Кое-какие изменения намерено инициировать Минспорта. Принятые в прошлом году указы № 371 и № 372 о господдержке туризма и о развитии агроэкотуризма, в принципе, не сработали, прозвучало на коллегии. Льготами Указа № 371, который дал право местным органам власти освобождать от уплаты налогов в местный бюджет всех, кто займется строительством туробъектов, инфраструктуры, гостиниц, по данным Ч.Шульги, воспользовались единицы. Местные власти оказались очень скупы на преференции. «Агроэкотуристическим» Указом (№ 372) воспользовались чуть более трех десятков сельчан. «Частный инвестор не очень участвует в этом деле», — отметил замминистра. По словам Ч.Шульги, эти указы только более-менее определили правила игры в отрасли. В этом году Минспорта займется их «косметическими» правками «в части повышения заинтересованности».

Результаты обязательной сертификации турфирм, введенные в прошлом году, неутешительные. На 1 января этого года сертифицировано 360 туроператоров, 124 — нет. Получили сертификаты 382 турагента, 211 остались без них. Более того, из 615 субъектов хозяйствования, имеющих лицензии на осуществление туристической деятельности, отчитываются перед органами статистики только 434. Остальные либо не работают, либо так работают, что не отчитаешься, сделал вывод В.Янковенко.

Вызывает беспокойство руководства отрасли огромный перевес Минска в общем объеме туристско-экскурсионных услуг. Столичные предприятия — это почти 70% рынка. Минская и Брестская области имеют 5% в общем пироге, Могилевская — 3%, Витебская — 6%, Гомельская — 8% и Гродненская — 4%. Кроме того, 78% всех интуристов, приезжающих в республику, принимают минские турфирмы. Поэтому развитие туризма в регионах — задача номер один на 2007 г. К летнему сезону в каждом районе должна быть как минимум одна туристическая компания, таково распоряжение правительства (сегодня в 53 районах вообще нет ни одной). Здесь Минспорта возлагает надежды на крупные столичные и областные фирмы, которые могут создать филиалы в районах. Сделать эту нишу доступней для местных желающих (дать льготы) руководство отрасли не решается.

Еще одна задача — продвижение Беларуси на международном рынке туруслуг. Пока наша услугопроводящая сеть оставляет желать лучшего и работает только на уровне отдельных субъектов хозяйствования, отметил Ч.Шульга. Нужно создавать СП и открывать представительства за рубежом. Минспорта планирует даже поддерживать такие предприятия. Дать фирме, имеющей представительство, скажем, в Латвии, право в первую очередь пользоваться услугами консульства этой страны.

Чтобы заставить два миллиона интуристов (именно столько отдыхает в соседних странах вдоль границы Беларуси) заезжать к нам хотя бы на день-другой, Минспорта предлагает отменить визы. Правда, только для тех, кто будет ехать к нам через туристические компании.

Правда, по мнению самих субъектов хозяйствования, перечень проблем, тормозящих развитие отрасли, вышеупомянутыми не исчерпывается. Тормозом въездного туризма, по мнению председателя Ассоциации туристических организаций Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Владимира Булатова, являются высокие налоги и ставки аренды для турфирм, вмешательство государственных органов в ценообразование, рост и усложнение документооборота. По его мнению, в гостиницах для всех проживающих (и белорусов, и иностранцев) должна быть одна цена. Неплохо было бы позволить гостиницам самим устанавливать цены в зависимости от спроса. Еще одно важнейшее условие развития туризма в Беларуси — уменьшение стоимости турпродукта. У нас же она почему-то постоянно растет.

Инесса ГЕРМАНЧУК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях