$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ТРУДУ ПОЧТИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ©

11.11.2011

Возраст выхода на пенсию как для мужчин, так и для женщин необходимо повысить до 65 лет, считают эксперты Всемирного банка. Вопросам поддержания устойчивости белорусской пенсионной системы посвящена отдельная глава доклада «Обзор государственных расходов в Республике Беларусь: реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста», опубликованного на прошлой неделе.

Чтобы приблизить модель пенсионного обеспечения к оптимальной, необходимо, как отмечено в докладе, начать преобразования с увеличения пенсионного возраста для всех занятых в экономике. Причем лучше одновременно заменить «традицию» индексации пенсий в связи с ростом заработной платы на индексацию в связи с ростом цен. Такая мера, с одной стороны, поддержит реальную покупательную способность пенсий, с другой — ограничит возможности пенсионеров пользоваться преимуществами повышения уровня жизни и отделит выплачиваемые пенсии от роста реальных доходов населения, что в итоге сдержит расходы на их выплату. Следующий по значимости этап реформы — введение условно-накопительных пенсионных счетов, позволяющих усилить взаимосвязь между индивидуальными размерами пенсий и отчислений. Все это поможет создать условия для финансово ответственного снижения ставки взносов на пенсионное страхование от фонда заработной платы. Решение последнего вопроса предлагается отложить как минимум до 2015 г.

Эксперты советуют повышать пенсионный возраст на 6 месяцев ежегодно. При этом рассматривается 2 сценария. В соответствии с первым сначала нужно уравнять пенсионный возраст мужчин и женщин за счет его корректировки только для женщин, а затем довести возраст обоих полов до 63 лет к 2026 г. В этом случае учитывалась 5-летняя разница в пенсионном возрасте мужчин и женщин, трудно объяснимая с учетом того, что продолжительность жизни 55-летних женщин составляет 23,5 года, а 60-летних мужчин — лишь 14,5 лет. Второй предлагаемый вариант развития событий — повышать пенсионный возраст на 6 месяцев в год для женщин и на 3 месяца ежегодно для мужчин и так довести их до 65 лет к 2030 г. При этом оба варианта предусматривают незамедлительную отмену досрочного выхода на пенсию. К чему такая спешность?

По прогнозу ВБ, уже в 2014 г. пенсионный фонд испытает структурный дефицит, который будет возрастать, а к 2050 г. он достигнет 5–6% ВВП. Отмечено, что положение пенсионной системы в Беларуси долго оставалось вполне стабильным на фоне благоприятных демографических условий. На протяжении практически всего периода 2000-х Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (ФСЗН) имел профицит в объеме 0,5–1% ВВП. В то время возрастная когорта (именно такой термин используется в докладе) рожденных в 1940–1946 гг. была незначительной из-за высокого уровня смертности, при этом до конца нулевых численность каждой новой когорты лиц в возрасте 22 лет была выше предыдущей, что увеличивало количество новых плательщиков взносов. В 2008 г. ежемесячные взносы в Фонд уплачивали около 3,6 млн. экономически активных граждан и 0,56 млн. работающих пенсионеров, а получали трудовую пенсию всего 1,7 млн. человек (еще 126 тыс. получали пенсии в связи с потерей кормильца).

Но соотношение работающих и пенсионеров уже сейчас начинает радикально меняться. В наши дни в стране фактически 2 работника обеспечивают одного пенсионера (в январе–сентябре 2011 г. в экономике было занято 4,7 млн. человек, а получателями пенсий выступало 2,4 млн.). Что касается демографической нагрузки, то с учетом стабильно низкого коэффициента рождаемости сейчас каждый работающий взрослый несет социальную ответственность почти за двух стариков. Согласно прогнозам количество получателей пенсий превысит число плательщиков пенсионных взносов к 2033 г. Прогнозируется также увеличение коэффициента демографической нагрузки вдвое с 57 пожилых на каждые 100 человек трудоспособного возраста в 2008 г. до 115/100 в 2050 г. при условии сохранения неизменного уровня рождаемости. Кстати, проблеме повышения рождаемости страна также уделяет много внимания. Однако даже если такая политика окажется успешной, отмечают эксперты, демографическая нагрузка начнет снижаться не ранее, чем через 40 лет.

Существенный недостаток действующей системы еще и в том, что пенсионный возраст никогда не корректировался у нас с учетом растущей продолжительности жизни. Велико и число лиц, выходящих на пенсию досрочно, — 4,2% от общей численности пенсионеров. Все это значительно увеличивает расходы на пенсионное обеспечение и удлиняет период выплаты пенсий. К тому же многие мужчины и женщины не торопятся покинуть рынок труда в определенный законодательством срок, продолжая работать и одновременно получая пенсию. По статистике 47% мужчин в возрасте 60–64 года все еще трудятся, причем 26% из них задерживаются на предприятиях до 65–69 лет. Каждая вторая женщина в возрасте 55–59 лет продолжает работать, 30% из них остаются активными до 60–64 лет, а 17% — до 65–69 лет. Как и в других странах, величина дохода, состоящего одновременно из зарплаты и пенсии, у нас ограничена, но пороговое значение, по оценке экспертов, достаточно велико — 130% средней заработной платы, что еще больше стимулирует участие пенсионеров в экономике. В категории досрочно вышедших на пенсию удельный вес продолжающих работать и вовсе составляет 71%, что подтверждает неэффективность системы преждевременного прекращения трудовых обязанностей. По мнению ВБ, более раннее освобождение от работы должны получать лишь нетрудоспособные граждане или имеющие плохое здоровье.

Реформа «пенсионного порога», как отмечено в докладе, позволит стабилизировать и даже увеличить в среднем до 3,4% ВВП профицит пенсионной системы почти на 3 десятилетия вперед и затем обеспечит финансовые возможности для некоторого снижения ставок пенсионных взносов. Но при отсутствии изменения правил расчета пенсий финансовый эффект будет частично нивелирован ростом выплат, и в долгосрочной перспективе сальдо бюджета системы, вероятно, вернется к негативным значениям. Таким образом, чем дольше будут откладываться изменения, тем большие корректировки пенсионной системы потребуются в будущем.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ

СПРАВКА «ЭГ»

В январе–сентябре 2011 г. доходы Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты составили 19 899,9 млрд. Br, расходы — 18 916,4 млрд. Br (из них около 80% — на выплату пенсий). Остатки средств на 1 октября составили 7961,5 млрд. Br, или 405,2% к месячной потребности на финансирование выплат пенсий в октябре.

Сумма просроченной задолженности субъектов хозяйствования по платежам в ФСЗН в январе–сентябре т.г. снизилась на 24,1 млрд. Br, до 10,5 млрд. Br на 1 октября.

Финансирование выплат пенсий и пособий, а также единовременной материальной помощи в январе–сентябре 2011 г. произведено в полном объеме и в установленные сроки.