$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ТРУДОВЫХ «НЕЛЕГАЛОВ» БУДУТ ВЫЧИСЛЯТЬ

23.02.2007

Меры в отношении нанимателей, принимающих граждан на работу без оформления трудовых договоров, будут ужесточены. Выявить их помогут целевые проверки, которые будут проводить органы госинспекции труда, налоговые, ОВД совместно с местными властями. Эти меры разработало правительство для вовлечения в трудовую деятельность экономически неактивного населения.

В число важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2007 г. впервые включен показатель «численность занятых в экономике». Предусматривается за год увеличить ее до 4375-4448 тыс. человек (по оценке Министерства статистики и анализа республики, в прошлом году численность занятых в экономике составила 4362 тыс. человек). В целом на 2006-2010 гг. предусмотрено повышение уровня занятости населения на 10-11% к уровню 2005 г. — до 4740-4775 тыс. человек.

Кстати, впервые в Государственной программе содействия занятости населения, проект которой ободрен на заседании президиума Совмина 13 февраля, предусмотрены меры по увеличению численности занятых в экономике. В документе определены параметры по вовлечению в экономическую деятельность неработающих граждан, в том числе в разрезе областей. Впервые устанавливаются и задания по содействию в трудоустройстве не только безработным, но и незанятым гражданам.

Безусловно, чтобы вовлечь в экономику новые «штыки», хорошо бы иметь полное представление об их структуре и особенностях. Определение численности экономически неактивного населения (т. е. способного трудиться, но не работающего по тем или иным причинам) — камень преткновения на протяжении уже нескольких лет. Цифры озвучиваются самые разные — от 500 тыс. до 1500 тыс. человек. Возможно, реальная ситуация будет ясна после обработки данных переписи 2009 г. В «вопросник» включен раздел о занятости населения, что позволит не только назвать численность экономически неактивных граждан, но и проанализировать ее срез. Пока же приходится исходить из результатов выборочного социологического опроса, проведенного в прошлом году.

По оценке, численность незанятых в экономике достигает 736 тыс. человек. Их можно условно разделить на две основные группы. В первую входят граждане, которые ищут работу или работают без оформления трудовых отношений, во вторую — те, кто работать не стремится.

С экономической точки зрения интересен состав первой группы (общей численностью 372 тыс. человек). В нее, в частности, входят 180 тыс. белорусов, выезжающих на работу за пределы региона проживания без регистрации своей занятости. Это, между прочим, около четверти всего незанятого в нашей экономике трудоспособного населения (причем преимущественно мужчины). Две трети от общего числа выезжающих на заработки трудятся в Беларуси, одна треть (117 тыс.) за ее пределами. Из них почти 84% — в России, остальные — в странах Балтии, Польше, Чехии, Германии и других.

Ко второй группе относятся люди, которые не ищут работу, не могут работать по состоянию здоровья, а также те, у кого нет необходимости работать и те, кто работать не желают (уклоняющиеся от трудоустройства, асоциальные элементы и др.). Оценочная численность второй группы экономически незанятого населения — 364 тыс. человек.

В числе тех, кто не видит для себя необходимости работать, около 110 тыс. человек. Одни живут на доходы от сдачи в аренду собственности, другие — за счет накоплений, процентов с вкладов, третьи имеют постоянный источник дохода за счет других членов семьи. В эту группу входят и люди, получающие различные пенсии и пособия (например, пенсии по возрасту и за выслугу лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста, пособия по уходу за инвалидами или престарелыми). Количество лиц без определенного места жительства, по оценке, составляет около 4,7 тыс. человек.

Вторая группа экономически неактивного населения по объективным причинам ощутимого прироста трудовых ресурсов не даст. А вот первую можно рассматривать, с одной стороны, как потенциальную базу для увеличения численности безработных, с другой — как резерв увеличения численности занятых.

Задача состоит как раз в том, чтобы не допустить массового притока представителей этой группы в госслужбу занятости уже в статусе безработных. Если представить себе гипотетическую ситуацию, что все эти люди одновременно заявят о своем желании трудоустроиться (притом что вакансий в банке данных около 50 тыс.), то уровень зарегистрированной безработицы в стране может выйти из «кисельных берегов» социально допустимых пределов. Так каким же образом вернуть часть трудоспособного населения в лоно отечественной легальной экономики, а также создать привлекательные условия для тех, кто вносит свой вклад в ВВП других стран, в первую очередь РФ?


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях