Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Консультации
24.10.2017 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Трудовые отношения после реорганизации

Передача организации из подчинения одного органа в подчинение другого не прекращает действия трудового договора.

Реорганизация юридического лица осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования (ст. 53 Гражданского кодекса). От формы реорганизации зависит правопреемство юридических лиц.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении одного юридического лица к другому к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении создаются две или более новых организации. Прежняя организация прекращает существование. Права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу.

Трудовые отношения при переподчинении, реорганизации организации и смене собственника имущества регулирует ст. 36 ТК. Передача организации из подчинения одного органа в подчинение другого не прекращает деятельности организации, соответственно, работники продолжают работу согласно заключенным с ними трудовым договорам. Условия трудовых договоров работников обязательны для нового собственника организации.

Само по себе переподчинение организации не влияет на условия заключенных с работниками трудовых договоров. Если в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами наниматель желает изменить систему оплаты труда, режим рабочего времени или другие существенные условия труда, такие изменения необходимо проводить по правилам ст. 32 ТК.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 ТК при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее 3 месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. От их работы напрямую зависит успешное функционирование организации. Поэтому новому собственнику законодатель предоставил право уволить руководителя, его заместителей и главного бухгалтера без затруднений. Но новый собственник может уволить руководителя, его заместителей и главного бухгалтера в ограниченный срок – не позднее 3 месяцев со дня возникновения у него права собственности. За это время необходимо ознакомиться с работой высших должностных лиц организации и принять решение о продолжении с ними трудовых отношений.

По истечении 3 месяцев уволить руководство организации и главного бухгалтера новый собственник вправе только на общих основаниях. При увольнении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера в связи со сменой собственника имущества новый собственник обязан выплатить им выходное пособие в размере не менее 3 среднемесячных заработков (ч. 5 ст. 48 ТК). В такой ситуации увольнение производится на основании п. 11 ст. 47 ТК.

При смене собственника имущества и (или) реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации трудовые отношения с согласия работника продолжаются на условиях, предусмотренных трудовым договором. При отказе работника от продолжения работы по той же профессии, занимаемой должности трудовой договор прекращается в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК. Согласие (несогласие) работника продолжить работу целесообразно оформить в письменной форме с целью исключения возможности трудового спора. Причем отношение к такому изменению (согласие или несогласие) работник должен выразить до реорганизации юридического лица.

Новый наниматель должен уведомить каждого работника о реорганизации и в случае отказа продолжить трудовые отношения на условиях, предусмотренных действующим трудовым договором, уволить работника по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК. Приказ об увольнении работника в связи с отказом продолжить трудовые отношения в связи со сменой собственника имущества и (или) реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием) организации издается только после получения от работника письменного отказа от продолжения работы.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 4 ст. 53 ГК). Увольнение по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК необходимо произвести до даты государственной регистрации новых юридических лиц.

Наниматель обязан выплатить работнику, уволенному по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК, выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка (ч. 2 ст. 48 ТК). Совместителям выходное пособие не выплачивается. Размер пособия может быть увеличен в порядке и на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, нанимателем. Порядок исчисления среднего заработка для определения размера выходного пособия установлен главой 3 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утв. постановлением Минтруда от 10.04.2000 № 47 (Прим. ред. – С 1 октября 2017 г. Инструкция № 47 действует в новой редакции.).

Если условия, предусмотренные трудовым договором по той же профессии, занимаемой должности, не могут быть сохранены, трудовой договор может прекращаться в соответствии с п. 1 ст. 42 ТК. Условия, установленные трудовым договором по той же профессии, занимаемой должности, в определенной ситуации не могут быть сохранены ввиду экономических, производственных или организационных причин. Так, новый собственник имущества может изменить структуру организации, в результате чего некоторые должности исключаются из штатного расписания, а у нанимателя возникнет необходимость провести увольнения работников в связи с сокращением численности или штата. Процедура увольнения по данному основанию (предупреждение работников, выплата выходного пособия) осуществляется нанимателем после реорганизации. При проведении сокращения численности или штата работников необходимо руководствоваться ст.ст. 43, 46 и 48 ТК.

Право нового собственника имущества организации на проведение мероприятий по сокращению численности или штата работников можно реализовать только после государственной регистрации перехода права собственности (ч. 5 ст. 36 ТК). Правовые основы и порядок государственной регистрации недвижимого имущества, прав и ограничений (обременений) прав на него, а также сделок с ним в пределах территории РБ установлены Законом от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».

Согласно п. 57 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 16.06.2014 № 40, при изменении фирменного наименования организации, в т.ч. при ее реорганизации и (или) смене собственника имущества, наименования структурного подразделения организации, в котором работает работник, либо при изменении сведений об индивидуальном предпринимателе нанимателем в трудовую книжку работника вносится соответствующая запись. В графе 4 трудовой книжки указывается номер и дата приказа (распоряжения) нанимателя, на основании которого указанные изменения произведены.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений