$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Трудный путь к городским стандартам

27.07.2007

В соответствии с постановлением правительства от 13.11.2001 № 1653 большая часть находящихся на селе объектов жилищно-коммунального хозяйства была передана на баланс специализированных организаций: у СПК к тому времени для их квалифицированного обслуживания, ремонта и восстановления уже не было ни средств, ни специалистов. В настоящее время в ведении районных служб МЖКХ находится почти 5 тыс. артезианских скважин, более 3 млн.кв.м жилого фонда, 2,8 тыс. водонапорных башен, 11,5 тыс. км водопровода и 5 тыс. км канализации, более 800 очистных сооружений и масса других объектов.

— Содержать такое хозяйство и нам не просто, — заметил во время недавней встречи с журналистами заместитель начальника управления коммунального хозяйства и энергетики отрасли Анатолий Шагун. — Тем более что приняли мы его далеко не в лучшем виде и надо было вложить немало сил и денег, чтобы привести в рабочее состояние. В 2006-2007 гг. в отрасли было дополнительно создано почти 300 участков, в основном в населенных пунктах, преобразуемых в агрогородки, а их общее количество доведено до 659. Именно они сегодня предоставляют сельчанам основной объем жилищно-коммунальных услуг.

Разумеется, за прошедшие годы работы у сельских коммунальщиков меньше не стало. Только в нынешнем году предполагается ввести в строй еще 1513 объектов ЖКХ, на что планируется израсходовать 107 млрд.Br — на 26 млрд. больше по сравнению с 2006 г. Для того чтобы повысить уровень санитарной очистки сельских населенных пунктов, вместо прежних свалок будут созданы специализированные мини-полигоны, налажены раздельный сбор отходов и тщательное захоронение особо опасных.

И все же основная забота сельских коммунальщиков — обеспечение жителей агрогородков водой. Сегодня в централизованном порядке воду получают 59% проживающего здесь населения (установленный правительством стандарт — 50%). В то же время в 26% городков обеспеченность ниже этого уровня. Из 24 тыс. сельских населенных пунктов водопровод имеют 5,2 тыс., канализацию — еще меньше. Так что без работы сельские слесари и сантехники пока сидеть не будут, было бы достаточное финансирование. К сожалению, по старинке основной объем средств приходит в конце года.

Средняя стоимость куба воды, поднятой с глубины 100-120 м, очищенной на станции обезжелезивания и поданной до потребителя, сопоставима с литром минеральной воды. При этом население оплачивает в среднем только 40% от себестоимости этих затрат, остальную часть государство компенсирует в виде субсидий или за счет тарифов на воду для промышленности. Концепцией развития ЖКХ и Программой развития села предусматривается постепенное сокращение бюджетного субсидирования отрасли, в т.ч. за счет повышения тарифов на ЖКУ. Однако в текущем году, заметил А.Шагун, это повышение было связано с очень значительным ростом цен на энергоносители, поэтому тариф на воду не повышался. Надо ли его ожидать? На этот вопрос, «находящийся в компетенции правительства», А.Шагун не ответил.

Еще один участок работы — перевод на местное топливо сельских котельных. Здесь проблема в том, что себестоимость вырабатываемой при этом электроэнергии пока выше получаемой при сжигании газа. Но эта разница будет снижаться после каждого повышения цен на голубое топливо, замечает А.Шагун. Эффект от перевода котельных на МВТ — еще и в создании дополнительных рабочих мест. В прошлом году местное топливо, в основном дрова и отходы деревообработки, в топливном балансе отрасли заняло 17,1% — на нем работала почти половина сельских котельных. К 2012 г. доля МВТ должна быть доведена до 50%.

Федор ЗАЯЦ