$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

Трудно быть пенсионером

02.09.2008

Министерство труда и соцзащиты готовит предложения правительству по совершенствованию пенсионной системы. В них предусматриваются новые правила и подходы к исчислению и выплате пенсий, а также такая непопулярная мера, как увеличение пенсионного возраста.

Повышение пенсионного возраста одновременно с выравниваем его между мужчинами и женщинами — та кардинальная мера, которая способна стабилизировать пенсионную систему в условиях надвигающегося демографического кризиса. Так прокомментировала «ЭГ» ситуацию начальник отдела развития пенсионной системы Минтруда и соцзащиты Татьяна ПОГОНЫШЕВА. В Беларуси, по ее словам, для этого имеется резерв, так как в стране сохраняется практически самая низкая в мире планка выхода на пенсию, особенно для женщин.

Второй существенный резерв для рационализации пенсионных средств — это изменение подходов к выплате пенсий в период работы. Основной заботой для пенсионной системы являются наши сограждане, для которых пенсия стала единственным источником средств существования, считают в главном трудовом ведомстве.

Предложения непопулярны. Поэтому предположить, как скоро они приобретут законодательную силу, пока сложно. Это не первая попытка что-то поменять в пенсионных правилах. Предыдущие предложения, содержавшие аналогичные меры, обсуждались несколько лет назад и не были поддержаны наверху. За это небольшое время в обществе стало появляться понимание комплекса проблем, среди которых — неблагоприятные демографические тенденции, а также необходимость решительных шагов.

Если мы откажемся что-либо менять в условиях растущего числа получателей пенсий и сокращения числа работников, их финансирующих, — в один голос говорят специалисты профильного ведомства, — то мы должны быть готовы к тому, что размеры пенсий в стране станут снижаться. Причем времени на раскачку практически не осталось. Доля пенсионных расходов в ВВП республики и так уже высока — более 10%.

Отсюда однозначный вывод: граждане трудоспособного возраста должны быть на рынке труда, а не в пенсионной системе. Кроме того, у нас образуется очень большой люфт — от времени назначения пенсии до того момента, когда человек объективно станет нуждаться в помощи государства. По оценке специалистов, утрата трудоспособности, обусловленная физиологическим старением организма, с учетом сегодняшних условий жизни и труда наступает в возрасте около 65 лет.

На самом деле, считают в Минтруда, народ протестует не столько против более позднего выхода на пенсию, сколько против утраты вот этого «лакомого периода», когда можно получать и зарплату, и пенсию. Раньше на это у государства хватало средств, сегодня же мы стоим перед необходимостью изменения столь щедрой системы.

В случае же получения «добро» на перемещение возрастной планки мы, как минимум, сможем не снижать пенсии, как максимум — увеличивать их тем, для кого они являются единственным источником средств существования, отметила Т.Погонышева.

О необходимости незамедлительного реформирования пенсионной системы в последнее время говорят все чаще. Независимые эксперты оптимальным для нас вариантом считают введение накопительного механизма одновременно с незначительным повышением возрастной планки. При этом основной упор делается на изменение способа финансирования пенсий. Однако в Минтруда введение накопительного механизма в масштабах общей обязательной системы считают пока невозможным и в целом нецелесообразным для страны. Главным образом по причине отсутствия необходимых для этого условий. «Для функционирования обязательного накопительного компонента в стране условий нет. Прежде всего отсутствует развитый финансовый рынок. Последствия «вбрасывания» на него весьма значительных средств крайне негативны и легко предсказуемы», — говорит собеседница «ЭГ». К тому же введение такого компонента требует огромных дополнительных расходов, источника покрытия которых страна не имеет. Накопительные пенсии должны формироваться в дополнение к государственным гарантиям на добровольных условиях. Да и с желанием населения накапливать пенсию — большой вопрос. Вроде оно есть, но заметного спроса на программы добровольного страхования дополнительной пенсии не наблюдается. Это говорит о том, что, во-первых, у работников нет лишних средств, во вторых — приоритет все-таки отдается текущим потребностям. Ну а в третьих, нет особого доверия к национальным финансовым институтам. «Тем не менее многие, и не только в нашей стране, находятся в плену иллюзий, что с переходом к накопительной модели финансирования пенсий можно избавиться от проблем в пенсионной системе», — говорит специалист Минтруда.

У каждой модели пенсионной системы — и распределительной, и накопительной есть свои преимущества и недостатки, однако ни одна из них не может гарантировать стабильность в условиях старения населения, считают в Министерстве труда и соцзащиты. Не факт, что и предлагаемые сегодня меры навсегда решат «пенсионный» вопрос, но, вероятно, способны оздоровить систему на обозримый период без непосильных для страны расходов. В целом же сохранить жизнеспособность пенсионной системы сможет только здоровая, развивающаяся экономика и рост производительности труда.

Подготовила Инесса ГЕРМАНЧУК