$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Труд — под охрану

27.05.2008

Законопроект «Об охране труда» принят Палатой представителей во втором чтении. Его нормы распространяются на всех без исключения работодателей и призваны защитить работника независимо от формы собственности предприятия, на котором он трудится.

В отличие от действующего законодательства, которое фиксирует преимущественно обязанности нанимателя и работника и не затрагивает многие другие аспекты в данной сфере, одобренный депутатами документ предусматривает создание служб охраны труда на всех уровнях управления, определяет полномочия главы государства, правительства, министерств и иных госорганизаций по этим вопросам. В проект включена статья, согласно которой требования безопасности труда должны соблюдаться еще на стадии проектирования и строительства объектов производственного назначения.

В соответствии с законопроектом под его нормы подпадают работающие по трудовым и гражданско-правовым договорам, на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм. Он распространяется также на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств и на лиц, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Четко прописаны обязанности работодателя. Он должен обеспечить безопасность при эксплуатации производственных зданий, оборудования и технологических процессов, использование средств индивидуальной и коллективной защиты. Обязан принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, а при их возникновении — оказать потерпевшим необходимую помощь, осуществлять обязательное страхование работающих от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Работник, в свою очередь, имеет право на получение от работодателя достоверной информации о состоянии условий труда на рабочем месте, о средствах защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов. Он может отказаться от исполнения своих обязанностей в случае возникновения угрозы жизни и здоровью. Отдельная статья закона прописывает ограничения на выполнение некоторых видов работ. Например, нельзя привлекать трудящихся к работам, которые противопоказаны им по состоянию здоровья.

Установлены требования к строительно-монтажным, погрузочно-разгрузочным и специальным видам работ как наиболее распространенным и травмоопасным.

Определены полномочия различных контролирующих органов, проверяющих соблюдение законодательства в этой сфере. Общественный контроль возложен на профсоюзы. Как сказано в законопроекте, профсоюзные технические инспекторы труда имеют право «беспрепятственно проходить на территорию, объекты и в помещения работодателя для проверки соблюдения законодательства об охране труда», «устанавливать факты нарушения нанимателем законодательства» в этой сфере, коллективного или трудового договора, дающие право работнику требовать досрочного расторжения срочного трудового договора» и др.

Сегодня несовершенство механизма правового регулирования отношений в сфере охраны труда по всей вертикали управления приводит к нарушениям требований безопасности, отмечают в Минтруда. Ежегодно только госинспекторы труда выявляют около 300 тыс. таких нарушений. Лидируют по уровню производственного травматизма промышленность, энергетика и сельское хозяйство.

К недостаткам принятого законопроекта можно отнести большое количество отсылочных норм. Как показывает практика, в таких случаях ведомства нередко издают подзаконные акты с учетом прежде всего своих интересов.