$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Триумф зеленого змия©

01.09.2015

 

Пьянство, с которым еще недавно белорусские власти собирались бескомпромиссно бороться, побеждает в нашей стране с разгромным счетом. Вслед за отменой ограничений времени продажи спиртных напитков (которое продержалось немногим более 2 месяцев) последовали шаги по увеличению доступности алкоголя для населения.

Требование Президента экстренно переместить продукцию производителей алкоголя с их складов на полки магазинов решается весьма радикальным способом. Министерство торговли постановлением от 26.08.2015 № 24 внесло изменение в свое постановление от 8.05.2014 № 20 «О перечнях товаров», которым резко увеличило требования к ассортименту спиртных напитков в рознице. Например, в магазинах с универсальным ассортиментом продовольственных товаров (приложение 1 к постановлению № 20) и торговой площадью 200–399 м2 должно быть в наличии не 6–7 наименований водки и ликеро-водочных изделий, а 10–30, число сортов виноградных вин предписано увеличить с 5 до 10, плодовых — с 1 до 3, шампанского и игристых вин — с 4 до 8, коньяка — с 2 до 3. В супермаркетах площадью от 650 до 4000 м2 число наименований водки и ликеро-водочных изделий увеличивается в 2–4 раза, а плодовых вин — с одного наименования до 5 (в зависимости от площадей). В гипермаркетах с площадью от 4 тыс. м2 до 8 тыс. и более ассортимент водки и ликеро-водочных изделий должен вырасти с 50–100 наименований до 200–500, виноградных вин — с 30–50 до 80–200, плодовых — с 1–2 до 30–60, фруктово-ягодных — с 1 до 25, шампанского и игристых вин — с 10–15 до 25, коньяка — с 15–20 до 32. В специализированных и узкоспециализированных продовольственных магазинах (приложение 2) число требуемых сортов водки должно вырасти с 5–15 до 8–25 (в зависимости от торговой площади объектов), ликеров — с 1 до 5, рома, виски, джина, бренди, вермута — с 1 до 2, виноградных вин — с 10–20 до 15–30, плодовых вин — с 2–3 до 4–5, фруктово-ягодных — с 1 до 3, коньяка — с 2–3 до 4–8.

Одновременно установлены повышенные требования к наличию алкоголя в ассортиментных перечнях товаров для киосков, павильонов, неспециализированных магазинов с комбинированным ассортиментом продовольственных товаров и неспециализированных магазинов со смешанным ассортиментом товаров, в т.ч. расположенных в сельских населенных пунктах и поселках городского типа. При этом особое внимание уделено водке, плодовым и плодово-ягодным винам.

Таким образом, ассортимент спиртных напитков уже сегодня должен удовлетворять вкусам самых взыскательных гурманов и закоренелых пьяниц. Особенно последних порадует требования обеспечить повсеместное предложение плодовых и фруктово-ягодных вин. Как будут выкручиваться магазины, позиционирующиеся как торгующие элитным алкоголем, регуляторов, по-видимому, не интересует. Впрочем, нелегко придется всем — постановление № 24 вступило в силу после официального опубликования (29.08.2015 г.), т.е. в минувшее воскресенье. Организациям торговли не отведено ни дня, чтобы осуществить закупки, позволяющие выполнить новые требования. Удастся ли потом реализовать водку, вина, которые должны заполнить полки магазинов, и есть ли там место вообще, авторов постановлений явно не заботит. Зато со вчерашнего дня розницу уже можно наказывать по всей строгости Указа от 5.12.2014 № 567 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей».

Заодно Минторг постановлением от 26.08.2005 № 25 ограничил до 60% предельную максимальную наценку с учетом наценки общественного питания, торговой надбавки (включая оптовую надбавку) на алкогольные напитки крепостью свыше 28%. Предполагается, что данная мера позволит снизить цены на крепкие напитки в барах, кафе и ресторанах и, соответственно, увеличит их потребление. Поскольку постановление № 25 также вступает в силу с 30 августа, у бухгалтерий была только воскресная ночь, чтобы пересмотреть цены на спиртное в точках общепита. К сожалению, их усилия могут не дать ожидаемых результатов. Все-таки товарооборот общественного питания по итогам 7 месяцев т.г. снизился на 10,6% к январю–июлю 2014 г. не только из-за дороговизны водки.

По-видимому, данные меры призваны существенно увеличить объемы продаж отечественной алкогольной продукции, а возможно, изменить структуру его потребления (см. диаграмму). Интересно, что предельные минимальные цены на водку остались прежними, а потому основной фактор конкурентоспособности контрафакта сохранится.

Надо полагать, принимаемые решения позволят достойно завершить Госпрограмму национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011–2015 гг., а также будут весьма гармонично сочетаться с проектом концепции аналогичной программы на следующие 5 лет. А ведь в этой сфере удалось добиться определенных успехов. По данным статистики, число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, сократилось с 29,2 тыс. в 2010 г. до 18,3 тыс. — в 2014-м, больных алкоголизмом — с 27,9 тыс. до 20,5 тыс., а смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя, снизилась с 3820 человек до 2447 (или с 40,3 до 25,8 человек на 100 тыс. населения.

Между тем потребление алкоголя в Беларуси по официальным данным составляет около 10,5 л на душу населения в год, а по оценкам Всемирной организации здравоохранения — почти в 1,5 раза больше. При этом согласно исследованиям ВОЗ потребление спиртного свыше 8 литров ведет к деградации нации, а его увеличение на 1 литр на 2,7% увеличивает уровень смертности в любой стране. В придачу, по оценкам белорусских ученых, государство несет немалые расходы на борьбу с пьянством и его последствиями. К примеру, в 2013 г. они составили почти 27,6 трлн. Br — около 4,3% ВВП.

Сколько же заплатит теперь общество за стремление чиновников улучшить финансовые результаты отечественных производителей алкоголя и пополнить казну налогами от его продажи? Собственно, барьеров на пути к рюмке осталось немного: запрет на продажу спиртного несовершеннолетним, торговля через Интернет, ограничения на рекламу и проведение дегустаций. Кстати, в России Минпромторг уже предложил снять запрет на дистанционную продажу алкоголя — в целях усиления привлекательности онлайн-торговли и обеспечения доступа на рынок малых и средних производителей вина, в частности из Крыма и Кубани. Последуют ли наши власти такому примеру, если вводимые с 30 августа меры не дадут ожидаемого результата?

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях