$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ТРИ СИГНАЛА ИНВЕСТОРАМ В ОЦЕНКЕ ВСЕМИРНОГО БАНКА

05.11.2010

— Господин Велев, можно ли сегодня сказать, что глобальный финансово-экономический кризис позади?

— Есть разные мнения, что считать выходом из кризиса: замедление спада, начало общего роста экономики или роста занятости. Восстановление происходит, но нельзя сказать, что кризис уже позади. Многие страны все еще негативным образом ощущают влияние кризиса на уровень жизни людей, создание рабочих мест. В наиболее развитых экономиках признают начало роста, но хрупкого и неустойчивого.

Например, в начале 2010 г. на время оживилась торговля, поскольку многие компании накопили запасы товаров, а финансирование возросло. Но о ситуации в конце 2010 г. — начале 2011 г. есть разные мнения. Видимо, реальный сектор не избежит некоторых колебаний. Cейчас также происходит усиление местных валют по отношению к доллару США. До сих пор нет ясности, как это отразится на экономиках разных стран и их сегментах. Пока очевидны две проблемы. Первая — рост задолженности, т.к. многие страны потратили до 1–3% ВВП на бюджетное стимулирование бизнеса, причем пока непонятно, какова эффективность этих мер. Вторая — смещение экономического роста в сторону развивающихся стран. До недавнего времени главным локомотивом роста были США и Западная Европа: восстановление их экономик «тянуло» за собой остальной мир. Теперь акцент смещается в сторону стран БРИК и других быстрорастущих экономик. В регионе же ситуация традиционно зависит от того, как будет восстанавливаться экономика России. Новой чертой регионального восстановления стала растущая взаимозависимость стран Восточной Европы и СНГ, что характеризуется не только возросшими контактами внутри привычной группы стран соседей, но и установления новых между странами Еврозоны и Россией.

Подчеркну, что особенность нынешнего кризиса — не только его масштаб, но и масштаб тех ресурсов, которые направлены на его преодоление. Так что последствия мы будем ощущать еще долго.

— Недавно в Беларуси работала группа международных экспертов во главе с директором отдела Украины, Беларуси и Молдовы Всемирного банка Мартином Райзером. Каковы итоги их работы?

— В стране работала расширенная группа экспертов по целому спектру вопросов. Мы совместили работу по ряду вопросов, включая сугубо технические моменты, ведь любой качественный продукт требует много кропотливой работы.

В задачи группы входила работа по макроэкономическому анализу. Продолжается диалог с правительством, подготовка аналитических материалов, семинары. Сейчас также прошли встречи, где обсуждался порядок получения информации для подготовки аналитических обзоров, обмен мнениями по текущим вопросам. Нас интересовало видение правительством итогов текущего года и перспективы на 2011 г., выработка среднесрочной стратегии на ближайшие 5 лет, мер по дальнейшей либерализации экономики, улучшению инвестиционного климата. В июне в Минске на семинаре рассматривались три темы, которые основывались на аналитических записках Всемирного банка, посвященные показателям развития промышленности до и в период мирового кризиса; внешней торговле и конкурентоспособности; тенденциям и проблемам в секторе услуг. Выводы этих исследований и последующих дискуссий легли в основу экономического меморандума — основного аналитического продукта Всемирного банка по стране, над которым в настоящее время работают мои коллеги.

В ходе последних встреч обсуждалась структура будущего экономического меморандума, области анализа, которые представляют особый интерес для правительства. Мы также продолжили диалог с правительством о стратегии и состоянии структурных реформ. Его цель — определить те области, где Всемирный банк может предоставить помощь в проведении определенных шагов реформ. По мере того, как формулируется программа модернизации экономики, мы сможем выявить приоритеты для следующего этапа сотрудничества. Займы на цели развития выделяются для того, чтобы помочь правительству осуществить экономические реформы. Здесь мы работаем вместе с МВФ, дополняя друг друга.

Одно из приоритетных направлений реформ — приватизация. Ее успех отразится положительно на снижении дефицита платежного баланса, улучшении корпоративного управления и повышении эффективности предприятий. Правильный подход к приватизации будет генерировать привлечение инвестиций. Поэтому с правительством были обсуждены вопросы начала работы национального агентства инвестиций и приватизации. В Беларуси процесс приватизации, и это справедливо отмечали СМИ, сейчас выглядит разобщенным. Существует слишком много игроков. На наш взгляд, создание агентства сделает приватизацию более эффективной, четко определит ответственность игроков и принципы отбора предприятий. А это упростит процесс для потенциальных инвесторов.

— Конкурсы по продаже акций пяти ОАО не раз откладывались из-за отсутствия заявок, несмотря на привлечение инвестагентов. В чем, по мнению ВБ, причины столь затянувшейся реализации «пилотного» проекта приватизации, инициированного МВФ?

— Если оглянуться назад, то проделано уже немало за достаточно сжатый срок: закон о приватизации принят, указом Президента создано национальное агентство инвестиций и приватизации, идет работа по привлечению финансирования для начальных этапов работы агентства с инвесторами. Что касается подбора предприятий для представления инвесторам, то мы предложили правительству принципы их отбора. Было бы чудом сразу найти покупателя и заключить сделки. В нынешних условиях выхода из кризиса инвесторы очень осторожны и поэтому я не вижу ничего драматического в том, что конкурсы пока не состоялись. Приходится признать, что выбор пал на не слишком ликвидные или доходные объекты и инвесторы не проявили к ним интереса и не захотели брать на себя лишние риски.

Пора понимать, что стоимость и привлекательность предприятий зависит от уровня их затрат и доходности. Запрашивать тут завышенную цену не получится. Рынок как компьютер — ему можно задать вопрос и получить ответ. Стратегия, чем больше просишь, тем больше получишь, не срабатывает. Для того чтобы инвесторы открыли для себя новый рынок, сигналы должны быть четкими и различимыми.

Впрочем, отмечу, что ВБ не проводит приватизацию. Мы помогаем лишь создавать институциональные инструменты и предоставляем техническую помощь правительству.

— Недавно на экономическом форуме, оценивая инвестиционный потенциал страны, Мартин Райзер заявил, что о суммах в 2--4 млрд.USD сегодня Беларусь может лишь мечтать, но правительству надо дать четкий посыл инвесторам. В чем конкретно он должен заключаться?

— В структурных реформах. Это та же приватизация, реформа государственных предприятий, мобильность рабочей силы, создание равных условий для частного сектора и госпредприятий, реформирование банковского сектора. Если все это будет осуществляться, хотя бы постепенно, по четкой программе, которую можно проследить по времени, то инвесторы придут — если будет уверенность в необратимости и последовательности реформ. Инвесторы должны видеть четкую последовательность, иметь предсказуемость, знать, что случится с их деньгами завтра.

Поэтому очень важно, чтобы правительство выработало такую программу и, что еще важнее, придерживалось ее.

—Что могут ожидать правительство Беларуси и белорусский бизнес от предстоящего в ноябре Белорусского инвестиционного форума во Франкфурте-на-Майне?

—Насколько я знаю, Минэкономики РБ очень усилено готовится к этому форуму. Нужно, чтобы на нем была представлена понятная инвестиционная программа — не обязательно объемная, но с ясным представлением о возможностях и рисках, чтобы потенциальные инвесторы могли их оценить. Это должны быть конкретные обязательства, тогда можно ожидать, что инвесторы сделают серьезные ставки на Беларусь. По просьбе белорусских специалистов мы высказали свое мнение о такой рамочной программе.

На таких форумах всегда одна сторона себя показывает, стремясь привлечь капитал, а другая решает для себя, можно ли вкладывать деньги именно в Беларусь? Я полагаю, что здесь решающее значение будут иметь те условия, которые реально существуют, развитие частного сектора, защита частной собственности, льготные условия для ведения бизнеса и т.д. Тогда можно ожидать успеха от форума во Франкфурте и дальнейшего сотрудничества с зарубежным капиталом.

— Господин Велев, как вы оцениваете кадровый потенциал Беларуси с точки зрения перехода на рыночные отношения?

— Правительство Беларуси никогда не просило ВБ об участии в анализе и предоставлении рекомендаций по реформированию системы подготовки кадров. Поэтому мне трудно сравнивать обучение и квалификацию специалистов здесь и, например, в Польше или Австрии. На мой взгляд, если в Беларуси будет сделан упор на развитие частного сектора, это скажется и на системе образования. Если ваша страна намерена стремиться к большей открытости и конкурентоспособности, интеграции в глобальные процессы, придется оценить состояние национальной подготовки кадров и провести реформы и в этой сфере. Исследования показывают, что существует недостаток квалифицированных кадров на предприятиях.

Мне кажется, правительство задумывается о том, какая должна быть кадровая политика для того, чтобы отражать реалии рыночных условий. На наш взгляд, это должно быть включено в готовящийся пятилетний план. Например, в Южной Корее, когда задумывался организационный переход от командно-административной системы к рыночной, открыли аналог Масачуссетского технологического института, пригласив ведущих мировых профессоров. Недавно прочитал, что в Дубае создают такую же модель подготовки кадров. Китай и Тайвань предоставили гранты для обучения своих граждан в передовых университетах мира, позволив им самим отобрать студентов из этих стран по конкурсу. Даже если часть выпускников останется работать в стране обучения, это не страшно. Главное — создать условия для возврата на родину. Интересен и вариант создания в своих вузах филиалов известных западных университетов с выдачей их дипломов. Все эти подходы позволяют существенно улучшить систему образования, перестроить ее для нужд экономики будущего.

— В настоящее время завершается подготовка пятилетнего плана социально-экономического развития Беларуси на 2011—2015 годы. Что, по мнению ВБ, должно быть в него включено, чтобы этот план действительно стал основой для устойчивого развития и модернизации нашей экономики?

— Дискуссии с правительством о среднесрочной перспективе развития белорусской экономики мы начали еще в середине марта, когда вице-президент ВБ по региону Европы и Центральной Азии Филипп Ле Уэру посетил Беларусь. В дальнейшем также рассматривались вопросы направленности и скорости структурных реформ, их детализации. В настоящее время в правительстве идет согласование пятилетней программы, и по тем наработкам, о которых мы знаем, у нас складывается положительное впечатление. Заявлены довольно амбициозные, но реально достижимые рубежи. Те направления, которые в дискуссиях мы с правительством обсуждали, хорошо продуманы. На наш взгляд, самой сильной стороной планов на 2011-2011-2015 годы являются три элемента четкого «посыла» инвесторам: усиление частного сектора, либерализация рынка труда, политика привлечения иностранных инвестиций. Если все это будет принято и осуществлено, то можно предполагать развитие рынка, инноваций, повышение производительности труда и в целом конкурентоспособности белорусской экономики.

Беседовал Николай ЗЕНЬКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях