Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
20.09.2013 20 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ТРИ ГОДА ЖИЗНИ©

С 26 по 31 августа 2013 г. в Пусане (Южная Корея) прошла XXVII Международная конференция по народонаселению, где было представлено более 2 тыс. научных докладов по 21 теме, включая репродуктивное здоровье, смертность, продолжительность жизни, старение населения, миграцию и т.д. С просьбой прокомментировать текущую демографическую обстановку в нашей стране и регионе Центральной/Восточной Европы, а также проблемы ее стабилизации мы обратились к директору демографических исследований Центра демографии и глобального человеческого капитала (Австрия, Вена) Сергею ЩЕРБОВУ.

С 26 по 31 августа 2013 г. в Пусане (Южная Корея) прошла XXVII Международная конференция по народонаселению, где было представлено более 2 тыс. научных докладов по 21 теме, включая репродуктивное здоровье, смертность, продолжительность жизни, старение населения, миграцию и т.д. С просьбой прокомментировать текущую демографическую обстановку в нашей стране и регионе Центральной/Восточной Европы, а также проблемы ее стабилизации мы обратились к директору демографических исследований Центра демографии и глобального человеческого капитала (Австрия, Вена) Сергею ЩЕРБОВУ.

— Сергей, какие новые демографические тенденции характеризуют современный мир?

— Глобальная демографическая ситуация очень неоднородна. В странах Африки и частично Азии, исключая Китай, население растет колоссальными темпами, что влечет дефицит природных ресурсов, воды, питания, экологические проблемы и т.д. В Нигерии, например, годовой прирост населения составляет 2%, а рождаемость — 4,9 ребенка на одну женщину.

А вот в развитых странах рождаемость очень низкая, в некоторых регионах — чуть больше 1, например, в Сингапуре, Южной Корее, Тайване. Падение рождаемости приводит к снижению численности населения, если миграция отсутствует. К тому же в развитых странах растет доля населения старших возрастов, а значит, через 20–30 лет здесь будет совершенно другое общество.

— Какие демографические тенденции характерны для центрального и восточноевропейского региона?

— Если обобщить, то для центрального региона Европы это относительно низкая рождаемость (1,4–1,6 ребенка на одну женщину), достаточно высокая продолжительность жизни, значительная миграция. Региональной проблемой является старение населения и увеличение нагрузки на экономически активное общество. Именно в этом контексте надо оценивать последствия старения.

Чтобы смягчить напряженность на рынке труда, большинство европейских развитых стран с высокой продолжительностью жизни постепенно увеличивают пенсионный возраст. В течение 15–20 лет он вырастет с 65 до 67–68 лет. И это правильно, поскольку европеец 60–65 лет, если не молодой человек, то однозначно «среднего возраста». Он преимущественно прекрасно себя чувствует и может работать. Этот подход справедлив по отношению к следующим малочисленным поколениям, которые иначе просто не смогут содержать колоссальные поколения в принципе здоровых людей.

Стоит отметить, что до 65 лет в Европе почти никто не работает, может быть, за исключением жителей скандинавских стран. Коэффициент занятости по возрастным группам резко падает уже на подходе к официальному пенсионному возрасту. Поэтому сейчас правительства задумались о том, чтобы не только увеличивать пенсионный возраст, но и стимулировать занятость, особенно в старших возрастах. Эффективность работы старших поколений зависит от программ переобучения, мер по созданию надлежащих условий труда, например, автоматизации физических работ и т.д.

Кстати, в первой пятерке рейтинга самых счастливых стран мира, опубликованного на днях ООН, находятся Дания, Норвегия, Швейцария, Нидерланды и Швеция. А вы знаете, что в скандинавских странах самый высокий уровень занятости? Там люди продолжают работать даже по достижении пенсионного возраста. При этом Беларусь и Россия — в шестой десятке рейтинга, а Украина на 87-м месте из 156.

— Какие из названных тенденций характерны для Беларуси?

— Я бы сказал, что здесь ситуация кардинально иная. Рождаемость тоже низкая, но при этом продолжительность жизни на 10--11 лет меньше, чем в Европе, а миграция несущественна. В развитых странах в среднем продолжительность жизни мужчин приближается к 80 годам, а в постсоветских она находится в пределах 65–66 лет. Поэтому об увеличении пенсионного возраста мужчин, особенно в Беларуси, России и Украине, даже говорить не приходится.

В такой ситуации демографическая политика должна быть направлена на укрепление здоровья нации. Только в случае увеличения продолжительности жизни появится возможность изменить пенсионный возраст. Что касается занятости, то она и так достаточно высокая. В Беларуси и России практически все работают, потому что иных средств существования не имеют. О ранней пенсии, и это подтверждают соцопросы, никто не мечтает.

Итак, демографическая ситуация в регионе совсем другая, а доминирующая тенденция та же — старение населения, т.е. увеличение доли лиц старших возрастов.

— В январе—июле 2013 г. в республике родилось 66,8 тыс. детей, что на 2,5 тыс. больше, чем в соответствующем периоде 2012 г., при этом умерло — 74,8 тыс. человек, или на 362 человека больше. Естественная убыль — 8 тыс. Как особенности национальной демографии отразятся на численности населения, которая постоянно падает, несмотря на рост рождаемости?

— Население продолжит убывать, и повлиять на эту тенденцию невозможно. Начнем с того, что запланированный к 2015 г. рост рождаемости до 1,5—1,7 ребенка на одну женщину против 1,4 в 2009 г., это все-таки незначительный темп, поскольку он гораздо ниже уровня воспроизводства (2,1). Но даже если допустить, что рождаемость вдруг резко увеличится, население все равно будет сокращаться в ближайшее время, и довольно быстро, если не учитывать миграцию, а она незначительна. При рождаемости 2,1 ребенка на женщину численность населения в отдаленной перспективе может стабилизироваться на уровне 8,8—8,9 млн. человек. При существующем уровне рождаемости достаточно реалистично все более ощутимое падение численности населения в 2013-2014 гг., а с 2016—2017 — ускорение снижения численности. К 2050 г. в стране может остаться 8,1—8,4 млн. человек.

Будущая численность населения в значительной степени определена сложившейся возрастной структурой. Длительное время сохранялась низкая рождаемость, а значит, снизилось число лиц в репродуктивных возрастах. Именно поэтому рождений меньше, чем смертей, т.к. умирают в основном представители больших когорт, родившихся много десятилетий назад.

— Почему наши программы повышения рождаемости не эффективны?

— Возможно, не стоит концентрироваться только на материальной поддержке. Нет ничего плохого в том, что размер пособий на детей увеличился, но реально работающие программы поддержки материнства — это широкие социальные программы, которые в первую очередь помогают женщинам совместить детородную функцию и производственную карьеру. В скандинавских странах сильна гендерная политика деления семейных обязанностей между матерью и отцом. Современная образованная работающая женщина, которая вынуждена содержать в одиночку дом, мужа, детей и престарелых родителей, не будет рожать дважды.

Я поддерживаю введение с 2016 г. программы «материнский капитал». Это поможет частично компенсировать резкий спад населения за счет искусственного увеличения рождаемости. Конечно, большой разовой суммой нельзя изменить отношение женщины к количеству детей, но можно сократить число «отложенных рождений». Просто матери, планировавшие второго или третьего ребенка через 5 лет, решат родить его в более благоприятный финансовый момент.

— Каким еще национальным проектам в демографической политике необходимо отдавать приоритет?

— Всем программам, направленным на увеличение продолжительности жизни, сохранение здоровья населения, повышение уровня образования. Если продолжительность жизни начнет расти примерно на 2 года в декаду, алгоритм выхода на пенсию можно построить так, что к 2050 г. и мужчины и женщины достигнут официального пенсионного возраста сегодняшней западной Европы. Тогда ряд проблем, связанных с избыточной нагрузкой на работающее население, исчезнет.

На мой взгляд, сейчас целесообразно задействовать резерв раннего пенсионного возраста женщин. Абсурдно отпускать на пенсию в сущности молодых работниц, которые к тому же живут на 11 лет дольше мужчин. По данным соцопросов каждая вторая женщина в Беларуси планирует работать после выхода на пенсию. Я считаю, что этот выбор должен быть закреплен законодательно. По крайней мере в Беларуси, Украине и России возраст выхода на пенсию мужчин и женщин не должен отличаться.

— Подавляющее большинство белорусов обеспокоено уже не увеличением пенсионного возраста, а финансированием пенсии. Прошли времена, когда отчислений 4-5 работников в солидарную пенсионную систему хватало на обеспечение старости 1 пенсионера. Сейчас соотношение приближается к формуле один к одному. Каким может быть решение проблемы пенсионного обеспечения?

— Я огорчу вас тем, что ситуация с пенсионным обеспечением настолько плоха, что даже трудно что-то посоветовать. Чтобы увеличить пенсионный возраст, необходим прежде колоссальный вклад в здоровье и медицину.

Если обратиться к мировому опыту, интересно решение подобной проблемы одним из самых маленьких государств Центральной Америки, достаточно бедной Коста-Рика. Однако в рейтинге самых счастливых стран мира оно во второй десятке. В свое время правительство этой страны решило расформировать армию. Средства, предназначавшиеся на военные расходы, были направлены в здравоохранение и образование. Сейчас в стране продолжительность жизни в среднем 77,5 лет (74,9 лет у мужчин и 80,3 лет у женщин), практически как в США.

Интересен опыт Кубы, единственной латиноамериканской страны, чье население уменьшается и кроме того стареет быстрее всех в регионе. Это последствия резкого снижения рождаемости с 5 детей на одну женщину в 60-х годах до 1,5 к 2008-му. Кубинцы реформировали систему здравоохранения так, что в 2012 г. Всемирная Организация Здравоохранения официально признала кубинскую медицину лучшей в мире. Причем для жителей страны все виды медицинского обслуживания бесплатны. А профессия врача в 2007 г. была самой популярной среди молодежи. Продолжительность жизни на Кубе составляет 77,6 лет. Правда, долголетие пошатнуло устойчивость кубинской пенсионной системы.

— А у нас, похоже, со своевременной выплатой пенсий уже явные проблемы. В течение месяца сначала нанимателей-должников Фонда соцзащиты населения «заклеймили позором», вывесив список в официальном доступе, предоставив таким образом работникам право требовать немедленного расчета с Фондом. Затем принимается решение повысить с 1 января 2014 года с 5 до 10 лет срок минимального периода работы с уплатой обязательных страховых взносов в Фонд, необходимый для назначения трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет. Намечено совершенствование системы досрочного выхода на пенсию. Насколько эти меры эффективны для бюджета Фонда?

— Принятие разрозненных мер поддержки пенсионного финансирования говорит о том, что страна не имеет системного подхода к проблеме старения. Эта тема тяжела и для Европы, но большинство стран уже утвердили долговременные программы реформирования пенсионных систем. Помимо накопительных фондов они обязательно включают элемент распределения, так как часть общества, например, больные, нетрудоспособные граждане, просто не в состоянии накопить пенсионный бюджет самостоятельно. Но в чистом виде солидарная система обеспечения сейчас, при уменьшении числа работающих и росте количества пенсионеров, реально угрожает текущим расчетам по пенсионным обязательствам. Эффективность накопительного элемента, который пока отсутствует, проявится лишь спустя 20—30 лет. Но заниматься проблемой надо сейчас, а не переносить ее на плечи следующего правительства.

Тем не менее все названные меры пополнения бюджета кажутся мне разумными. Справедливо решение увеличить минимальный срок работы для назначения пенсии. Не надо рассчитывать на поддержку государства при мизерном вкладе в экономику. На западе 5-летний стаж не дает права на регулярные пенсионные трансферты. В этом случае в ряде стран работник получает накопленные на пенсионном счете деньги, но в ежемесячном распределении общего пенсионного фонда не участвует. Для получения права на трудовую пенсию в Европе тоже требуется немалый наработанный стаж, который некоторые страны планируют увеличить до 15—20 лет. В России обсуждают возможность поэтапного повышения минимального стажа до 15 лет.

Соглашусь и с тем, что досрочный выход на пенсию совершенно здоровых и дееспособных людей надо прекращать. При этом обязательства перед работниками, занятыми долгое время во вредном или опасном производстве, должны быть выполнены. Нагрузка на Фонд с принятием этого решения значительно ослабнет, вырастет число экономически-активного населения.

— Намечен еще один способ восполнения населения и трудовых ресурсов. Миграционный прирост в январе—июле 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. увеличился на 36,6% до 5,645 тыс. человек. Положительное сальдо миграции уменьшило естественную убыль населения на 70,4% (в январе—июле 2012 г. — на 40,6%). Решит ли иммиграция демографические проблемы страны, и каковы оборотные стороны миграционного прироста для нас?

— Я убежден, что государству всегда выгоднее «спасать» своих людей, а не завозить новых. Резкого падения населения в 2016 году миграция в 5 тысяч не заместит. Но ресурсы и время отнимет, в ущерб программам здравоохранения и образования.

Кроме того, пока средняя зарплата в стране 5,5 млн. рублей, т.е. 450 EUR, западные специалисты и не подумают о переезде в Беларусь на долгосрочной основе, у них запросы выше раз в 10—15. А может быть, выгоднее платить больше своим высококвалифицированным специалистам? Кстати, низкоквалифицированные иностранные рабочие тоже обходятся государству дорого, если относиться к ним нормально.

Но вопрос не только в деньгах. Почему часто российские олигархи или их семьи не лечатся в России, а иногда и не живут там? Потому что на Западе совсем другой образ жизни, другая экология. Деньги играют свою роль только если речь идет о странах, одинаковых по уровню жизни.

По моим расчетам, если рождаемость будет сохраняться в районе 1,65 детей на женщину, то, чтобы стабилизировать численность населения на уровне 9,4 млн. человек к 2050 г., нужно в год принимать порядка 40 тыс. мигрантов. Правда, тогда к 2050 г. в стране будет примерно 1,5 млн. мигрантов и их детей.

—— Мы переходим на целевой принцип организации миграции: возвращение в страну соотечественников, работающих за рубежом; привлечение иностранных специалистов в приоритетные и нуждающиеся в кадрах отрасли экономики; предоставление миграционных льгот иностранным студентам и аспирантам, успешно окончившим учреждения образования республики. В какую сторону будет двигаться поток квалифицированных мигрантов в Беларуси?

— Я практически уверен, что притока квалифицированных мигрантов не произойдет. Если, конечно, в той же России что-то резко не изменится в худшую сторону. Например, произойдут кардинальные негативные перемены в системе Академии наук. А малоквалифицированная рабочая сила государству вообще не нужна.

Посмотрите на Японию. Это развитая страна, но там практически нет миграции, очень низкая рождаемость, даже ниже, чем в Беларуси, численность населения падает... Но страна развивается, хотя в ней нет посторонних, метущих улицу, турок, афганцев и пакистанцев. Повысить производительность труда помогла глобальная автоматизация. Многие пожилые японцы выполняют неквалифицированные работы и не считают это зазорным. Подобный опыт может быть полезен с точки зрения преобразования рынка труда.

Беседовала Елена ПЕТРОШЕВИЧ

СПРАВКА «ЭГ»:

Беларусь занимает 89 место в мире по численности населения (18 место среди европейских государств, 5 среди стран СНГ). Нас в 15 раз меньше, чем жителей России, в 5 раз меньше, чем жителей Украины. Население страны в 1,5 раза превышает численность жителей трех стран Балтии вместе взятых, вдвое больше, чем население Грузии или Ирландии. Примерно такое же по численности население имеют Швеция, Венгрия, Португалия, Чешская Республика.

Средний возраст населения 39,8 лет (мужчин — 37, женщин — 42,2 года). Для сравнения средний возраст жителей планеты 29 лет, Европы — 39,9 лет.

Начиная с 1990 г. средний возраст населения увеличивается: каждое 10-летие средний белорус «становится старше» приблизительно на 1,8 лет (женщины — на 1,9 года, мужчины — на 1,5 лет).

Средний возраст горожанина — 38,5 лет (+2,4 года за последнее 10-летие), сельского жителя — 44,1 года (+1,5 лет). «Молодые» регионы Беларуси — это Минск (средний возраст населения 38,1 лет) и Брестская область (39,5 лет). Самый «старый» регион — Витебская область (41,2 год).

В 2012 г. ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила 72,2 года (+1,6 года к уровню 2011 г.). Это самое высокое значение за последние 20 лет, последний раз показатель ожидаемой продолжительности жизни превышал 72 года в 1985 г.

Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин в 2012 г. составила 11 лет. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин — 66,6, женщин — 77,6 лет.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений