$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ТРИ ДОРОГИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ:©

14.03.2014

стабильность, предсказуемость и понятность

В министерствах уже работают над изменениями в налоговое законодательство на следующий год. Что надо скорректировать в нашей налоговой системе и надо ли это делать вообще, рассуждают представители бизнес-сообщества, экономической науки и бухгалтерской практики.

Анатолий ТРУХАНОВИЧ, председатель Белорусского союза налогоплательщиков:

— Наша налоговая система должна в большей степени учитывать интересы плательщиков. Да, в последние годы МНС многое сделало для упрощения исчисления и уплаты налогов. К примеру, правильным является замена амортизационной премии при исчислении налога на прибыль инвестиционным вычетом. Но он касается только зданий, сооружений, машин и оборудования. Между тем не лишним был бы и подобный вычет по расходам на «модернизацию» человеческого капитала, т.е. на сумму оплаты нанимателями медицинских услуг для своих работников. Этот вопрос становится тем актуальнее, чем больше распространение платной медицины. И если наниматель готов нести такие расходы, почему бы в определенной сумме не включить их в затраты при исчислении налога на прибыль? Аналогично, если компания готова помочь своему работнику с приобретением или строительством жилья, почему бы не включить часть таких расходов в затраты? Разве человеческий капитал менее важен, чем новые технологии и оборудование?

Хотел бы затронуть еще проблему «каскадного» эффекта НДС в сельхозпроизводстве. Дело в том, что при производстве и реализации комбикормов действует ставка НДС в размере 10%, то есть налогообложение, хоть и льготное, но имеется. А производители сельхозпродукции, как правило, применяют особый режим налогообложения, уплачивая единый налог. Получается, что они не могут принять к вычету предъявленный им производителями комбикормов НДС, и это отражается на стоимости сельхозпродукции. Понятно, что это далеко не единственная причина убытков в АПК, но — достаточно существенная.

В прошлом году Минфин предлагал повысить ставку НДС, но она ко всеобщему удовлетворению налогоплательщиков осталась прежней. Это было очень правильное решение: ведь увеличение ставки НДС как косвенного налога непременно отразится на уровне цен и ускорит инфляцию, и без того самую высокую среди стран СНГ, не говоря уже про Евросоюз. Да и с аргументом, что повышение ставки НДС не окажет влияния на экспорт нашей продукции в страны Таможенного союза, поскольку при экспорте применяется нулевая ставка, вряд ли можно согласиться. Нельзя забывать и про высокую долю импортной составляющей в нашей экспортной продукции, при этом отказаться от импорта по многим позициям невозможно, а конкурентоспособность по цене для нас очень важна.

Ну и, конечно, надо все же прекратить практику, когда изменения и дополнения в налоговое законодательство окончательно утверждаются в последние дни года. А как же предсказуемость и нормальные условия для развития бизнеса? Не только деньги, но и налоги любят тишину. А суета вокруг них плохо сказывается на этом развитии. Вот и не надо суетиться.

Евгений ГЕРШТЕЙН, заместитель председателя ассоциации аудиторских организаций:

— Может, это и спорная точка зрения, но я убежден, что как само налоговое регулирование, начиная от формирования и развития законодательной базы и заканчивая организационно-техническими аспектми налоговой системы, так и процесс налогообложения должны быть скучными и предсказуемыми.

Мы уже довольно давно и настойчиво на страницах «ЭГ» говорим о необходимости сделать перерыв в постоянном обновлении налогового законодательства. Пора это сделать. Стабильность, понятность, последовательность — вот, пожалуй, те принципы, которые должны быть в основе налоговой политики в республике на ближайшие годы.

Следует признать, что в последнее время определенные шаги в этом направлении сделаны. Налоговое законодательство и администрирование в значительной степени упрощены, стали более понятными. МНС и инспекции, несомненно, в числе наиболее открытых и доступных органов госуправления.

Поэтому я убежден, что новации налогового законодательства на 2015 г. должны ограничиться корректировкой отдельных неясностей, особенно тех, которые вызваны расхождениями с правилами бухгалтерского учета.

Например, сейчас действует громоздкая четырехуровневая система бухучета операций с иностранной валютой — указы Президента, кодекс и закон, постановление правительства, инструкция Минфина. Но все это не обеспечивает четкости и однообразия. Легко запутаться, относя курсовые разницы в одних случаях на стоимость активов, в других — на финансовые результаты, а в третьих — в капитал, причем все это — в разных временных периодах. Пора разобраться в этих хитросплетениях, тем более что это зачастую приводит к фактическому налоговому изъятию не из результатов реальной коммерческой деятельности предприятий, а из «воздуха». К тому же правила законодательства не всегда меняются в лучшую для бизнеса сторону с точки зрения простоты и удобства уплаты налоговых платежей.

Александр КАЛИНИН,председатель Белорусского союза предпринимателей:

— В последние годы система налогообложения в Беларуси существенно изменилась к лучшему. Однако меня беспокоят попытки ввести новые налоги или платежи, которые носят налоговый характер.

Один из них — введенный в этом году «транспортный» налог в виде госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Другой пример — обязанность представлять налоговые декларации в электронном виде, которая согласно п. 4 ст. 63 Налогового кодекса (НК) с 1 января т.г. возложена не только на налогоплательщиков, среднесписочная численность которых в предшествующий календарный год превышала 50 человек, но и на всех плательщиков НДС. Но за электронное декларирование надо платить, и не так уж мало. Я рассматриваю эту плату за навязанную законодательством услугу как дополнительный налог. Почему за налоговое администрирование должен платить налогоплательщик? Его дело — вовремя и полностью заплатить налоги, а задача государства — обеспечить удобные для плательщика способы уплаты. Кстати, за возможность подать декларацию о своих доходах в электронном виде должны платить и физические лица. Получается, что это все же не плата за услугу, а фактически дополнительный налог, вносимый по разным ставкам в зависимости от категории плательщиков. БСП ставил этот вопрос перед премьер-министром, и он дал поручение разобраться с ним. Да, это будут дополнительные расходы для бюджета, но ведь речь идет о налоговом администрировании.

Еще один очень важный момент связан с изменениями и дополнениями в налоговое законодательство. Надо соблюдать нормы Директивы № 4 и выдерживать сроки на адаптацию к налоговым новшествам. Принятие законов в последние дни года, безусловно, негативно влияет на условия ведения бизнеса, даже если это не отражается в тех или иных рейтингах. Будем надеяться, что этот вопрос также будет решен.

Ольга ШУЛЕЙКО, завсектором финансовой политики Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук:

— Несмотря на позитивные изменения в сфере налогообложения, в РБ сохраняется ряд проблем, которые осложняют условия деятельности налогоплательщиков и требуют решения.

По-прежнему весьма актуальна проблема стабильности налогового законодательства и порядка введения в действие новых нормативных правовых актов. Коррективы в НК на 2014 г. приняты в последний день прошлого года. В результате налогоплательщикам пришлось изучать новые положения, когда они уже начали действовать. Также много вопросов возникло в связи с введением госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, т.к. процедура ее уплаты не была четко определена. К тому же надо признать, что введение новых налогов — это всегда непопулярная и болезненная мера, и если возникла в ней настоятельная потребность, смягчить негативную реакцию в определенной мере позволяет, во-первых, широкая разъяснительная работа и, во-вторых, тщательно подготовленный механизм уплаты.

Поэтому надо официально публиковать нормативные акты, касающиеся изменения условий налогообложения, хотя бы за 1–2 месяца до их введения вместе с разъяснениями, чтобы налогоплательщики имели возможность изучить их и оценить последствия введения для своего бизнеса.

Вторая проблема — совершенствование налоговых льгот. Несмотря на их сокращение, в законодательстве сохраняются неэффективные льготы, в частности, носящие индивидуальный характер. Это создает неравные условия конкуренции для бизнеса. Ряд льгот направлен на стимулирование НИОКР, что обусловлено приоритетностью инноваций. Однако отдельные льготы, касающиеся этой сферы, также имеют индивидуальный характер, например, пониженная до 5% ставка налога на прибыль для членов научно-технологической ассоциации, созданной БГУ, в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке. Такие льготы усложняют налоговое законодательство и не имеют значимого эффекта для экономики, поэтому их целесообразно трансформировать в категориальные.

Следует упростить льготирование, целью которого является стимулирование выпуска высокотехнологичной продукции, которое сейчас сложно для применения и имеет чрезмерно затратный механизм администрирования.

Еще одна приоритетная задача — усиление социальной направленности подоходного налогообложения. Особая актуальность этой проблемы обусловлена уровнем и динамикой реальных доходов населения. Среднемесячная зарплата в долларовом эквиваленте в Беларуси в 2013 г. составила 573 USD, тогда как в Казахстане — 714, в России — 942 USD. По данным Белстата, реальная зарплата в Беларуси в январе 2014 г. по сравнению с декабрем 2013 г. уменьшилась на 10,5%. При этом размер стандартного налогового вычета на работника, предоставляемого при доходе менее 3830 тыс. Br, на 2014 г. установлен в размере 630 тыс. Br, или около трети минимальной зарплаты, а вычет на ребенка и иждивенца — 180 тыс. Br, что составляет 11% минимальной зарплаты.

Таким образом, действующая система налоговых вычетов не обеспечивает в достаточной степени защиту малообеспеченных слоев населения. Для поддержки граждан с низким уровнем доходов целесообразно перейти от системы стандартных налоговых вычетов к установлению необлагаемого минимума, соответствующего минимальной зарплате или бюджету прожиточного минимума, официально установленному для соответствующего субъекта. При этом снижение налоговых поступлений в бюджет можно компенсировать за счет уменьшения количества льгот и исключения тех из них, которые не имеют социальной значимости. К примеру, можно отменить освобождение от подоходного налога выигрышей в лотерею и другие игры и некоторые другие льготы.

Ольга К., бухгалтер:

— Одним из основных недостатков, который не дает нашей стране подняться в рейтинге Doing Business по состоянию налоговой системы, является время исчисления налогов. При этом, судя по публикациям в СМИ, такая оценка многим, и прежде всего МНС, кажется спорной.

Я не знаю, чем руководствовались эксперты Всемирного банка, но могу поделиться личным опытом. Итак, из чего складываются сотни часов, затрачиваемых на то, чтобы, имея данные из учета, посчитать сумму налога и заполнить налоговые декларации?

Вся проблема в том, сколько времени уходит на создание работающей системы учета, чтобы иметь бухгалтерские данные для налоговых целей. При этом необходимо разделить весь поток операций для определения налоговых баз для разных налогов — как минимум на те, которые позволят определять общую базу обложения, и всевозможные освобождения, исключения из баз, льготы и т.п., которых у нас множество в каждом налоге. Потом, продумав систему, нужно обучить людей всем «новогодним» изменениям и построить систему контроля. Лишь после того, как этот труд завершен, можно вносить данные в налоговые декларации, что вместе с расчетом займет несколько минут.

На мой взгляд, основные трудозатраты на расчет налогов сводятся к следующему:

1) изучение очередных изменений в НК;

2) внесение изменений в систему учета;

3) обучение и контроль за работой бухгалтеров с новыми правилами налогообложения.

Все это нужно сделать вовремя, а на перестройку программного обеспечения уходит не один день. Ежегодно с 1 января возникает поток операций, которые нужно отражать в бухучете по новым правилам налогового учета. Все названные 3 пункта к этой дате должны быть выполнены. Если это не сделано, добавится еще пункт 4 — как уложить поток операций, сформированных в учете по старым правилам, в новые требования. А трудозатраты на этот «творческий» труд измерить практически невозможно — как повезет.

Опытному бухгалтеру не составит труда посчитать любое количество налогов по каким угодно ставкам — были бы исходные данные. Для этого есть бухгалтерские программы и даже просто Exсel достаточно. Но если правила вовремя не установлены или меняются задним числом (неважно — в сторону облегчения – уменьшения – упрощения или наоборот), работы прибавляется и времени требуется все больше. В придачу проблемные места бухучета налоговики «обходят» по-своему, создавая тем самым дополнительные проблемы и, как следствие, трудозатраты. Во многом это определяется несогласованностью позиций Минфина и МНС. Так что, думаю, что 133 место Беларуси в рейтинге нами вполне заслужено. И какой бы там диалог с бизнесом ни вели власти, пока не изменится такое отношение к установлению правил налогообложения, реальное их состояние не улучшится, какое бы место ни выводилось в разных рейтингах.

Подготовила Валерия ГЕРАСИМОВА