$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ТРИ ЦЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ

18.02.2011

Идея приватизации на 2011– 2013 гг. в том, что инвестиции в развитие предприятий признаны важнее цели пополнения госбюджета. Приватизация представляется как способ провести модернизацию по крайней мере 244 предприятий без дополнительных бюджетных расходов. Такой вывод можно сделать из выступлений на пресс-конференции председателя Госкомимущества Георгия КУЗНЕЦОВА и директора Фонда госимущества ГКИ Натальи ЖЕРНОСЕК.

По словам Н.Жерносек, в текущем году намечена продажа акций 180 предприятий, в 2012 г. — 48, в 2013-м — еще примерно 20. Их список предстоит утвердить правительству. На 2013 г. отнесено акционирование крупнейших госпредприятий, например, «Белоруснефти» и его «дочек», Минского тракторного завода, «Гомсельмаша», БМЗ, «Планара».

Но переход в статус ОАО еще не является приватизацией, у которой могут быть разные цели. Например, поиск ресурсов для предприятий. К этому толкает запредельный объем господдержки и требований банков к реальному сектору. Новым источником могут стать средства, полученные от продажи госимущества и проведения IPO госпредприятий. Поэтому сегодня ставка вновь сделана на подзабытую практику дополнительной эмиссии акций, при которой вся полученная сумма остается у приватизируемого субъекта. Заметим, правда, что госконтроль в той или иной форме сохранится — в виде блокирующего пакета, ведомственной подчиненности и т.п.

Ускорить процесс приватизации может исключение этапа согласования с органами госуправления. Для этого планируется внести изменения в Декрет от 20.03.1998 № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», согласно которым комитет получит право заниматься приватизацией субъектов, включенных в список, утвержденный правительством и согласованный с Президентом. Какие предприятия будут проданы на конкурсах или аукционах и какова их стоимость, будет определять глава государства. В случае одобрения документа список из 244 предприятий будет размещен на сайте Госкомимущества и БелТПП.

По признанию Г.Кузнецова, в этом перечне имеются средние и откровенно плохие предприятия. От продажи их акций государство вряд ли сможет выручить 1 млрд. USD. Два года назад такую сумму удалось получить благодаря поступлению денег за акции «Белтрансгаза» и «БПС-банка». В прошлом году, как сообщил Г.Кузнецов, от использования и продажи госимущества в бюджет поступило 3,012 трлн. Br, в том числе от реализации акций — 2,1 трлн., имущества — 13,1 млрд. Br. Дивиденды по акциям принесли 205,2 млрд. Br, перечисление части прибыли госпредприятий — 594,5 млрд., аренда госимущества — 57,5 млрд. Br. При этом удалось продать госпакеты акций всего 5 акционерных обществ республиканской и 15 — коммунальной собственности на сумму 25 млрд. Br.

Так что вторая цель приватизации — получение средств на латание дыр, образовавшихся в казне, остается актуальной, но не слишком. Интересно, что в текущем году поступления от реализации принадлежащего государству имущества в соответствии с законодательством о приватизации должны принести 17,2 млрд. Br финансирования дефицита бюджета, а увеличение доли государства в уставных фондах «отминусует» здесь 32,06 млрд. (приложение 1 к Закону «О республиканском бюджете на 2011 год»), т.е. увеличит запланированный дефицит бюджета страны на 0,25%. Для сравнения: в России за счет приватизации планируется покрыть около 20% дефицита федерального бюджета.

СЕНСАЦИОННО прозвучало признание Госкомимущества о разочаровании в институте инвестагентов. «Мы, наверное, ошиблись с привлечением инвестагентов, — заявил Г.Кузнецов. — Мы им сказали, что оплатить вашу работу не можем, расходы из госбюджета на это не предусмотрены, поэтому работайте на свой имидж. Возможно, вы заключите договор с заинтересованным инвестором и получите от него оплату за труды. Но мне кажется, что эти агенты пошли по другому пути… У нас законодательство позволяет, если аукцион не состоялся, понижать цену на 20%, потом — на 50%... Мне кажется, что они начали вести с инвесторами переговоры о том, чтобы подождать: снизится стартовая цена, тогда заработаете и вы, и мы». Таким образом, на инвестагентов переложена вина за неудачу «пилотного проекта» продажи акций 5 ОАО. Объявленные конкурсы дважды срывались из-за отсутствия заявок. Впрочем, если предположения чиновников верны, то это лишь означает, что государство наказано за свою любовь к «халяве». После принятия Указа от 6.08.2009 № 413 независимые эксперты предупреждали, что заложенная в нем формула дармовой работы инвестагентов до добра не доведет: любой консалтер трудится в интересах того, кто ему платит.

Правда, обвинения в адрес инвестагентов базируются на более чем косвенных уликах. «У нас такое мнение, потому что на аукционы звонили многие, интересовались, — заявил Г.Кузнецов. — А когда приходило время подачи документов, все срывалось».

С тем же успехом можно считать, что потенциальных покупателей отпугнули непомерная цена и избыточные дополнительные требования или состояние самих ОАО. Это (тоже косвенно) признал и сам глава ГКИ. «По большому счету, на этих предприятиях надо менять структуру производства, номенклатуру, на их базе создавать новые, — сказал он. — Из пяти, что выставлялись на продажу, один «Бархим» был потенциально интересен, да и то с натяжкой. А стоимость его очень высокая, она отягощена оценкой незавершенных объектов примерно на 17 млрд. Br. На территории предприятия нет ни одного нормального здания, исключение — то, в котором установили новое оборудование. Все другие объекты, за исключением административного корпуса, надо сносить». Вот что мы хотели продать для пополнения бюджета и привлечения ресурсов в само предприятие, сетует Г.Кузнецов. Он признал, что надо менять подход: искать инвестора, предлагать акции дополнительной эмиссии, а незавершенку отдавать бесплатно. Лишь бы в предприятие вкладывали деньги и сделали его нормально работающим.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, не исключена и третья цель — реальная смена собственников. Казалось бы логичным в год предприимчивости найти для предприятий эффективных владельцев, способных принести новые методы управления и технологии, обеспечив тем самым рост эффективности всей экономики. Но, похоже, это не самая приоритетная задача. Напомним, в преамбуле первоначальной редакции Закона от 19.01.1993 № 2103-XII «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» говорилось, что этот документ направлен на создание условий для развития эффективной социально ориентированной рыночной экономики, обеспечение реального многообразия форм собственности и осуществление государственной антимонопольной политики. В новой редакции, принятой Законом от 16.07.2010 № 172-З, целью приватизации провозглашается лишь создание условий для привлечения инвестиций и развития эффективной социально ориентированной рыночной экономики. Случайно ли исчезли задачи смены собственности и борьбы с монополизмом? Не хочется думать, что приватизация в Беларуси будет преследовать исключительно сиюминутные фискальные и номенклатурные цели.

Пока же о продаже стратегически значимых предприятий, таких как МАЗ, БелАЗ, нефтехимический комплекс, речи нет. Когда надо будет, судьбу их решит глава государства, уверен руководитель Госкомимущества. Возможно, с МАЗом вопрос вскоре решится: в день пресс-конференции стало известно, что российская госкорпорация «Ростехнологии» предложила руководству Беларуси объединить минское предприятием с ОАО «КАМАЗ». При этом россияне рассчитывают получить 100% акций МАЗа в обмен на некоторое количество акций КАМАЗа. Их число будет зависеть от оценки стоимости МАЗа, которую россияне пока не провели. Вряд ли они согласятся с цифрой в 2,5 млрд. USD, которую называло Госкомимущество. Так что на блокирующий пакет акций КАМАЗа надежд мало.

ДРУГАЯ СЕНСАЦИЯ — предложение дать облисполкомам первоочередное право скупать вышедшие из-под моратория акции предприятий перерабатывающей промышленности. Соответствующие изменения ГКИ предлагает внести в Указ от 16.11.2006 № 677 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности». Г.Кузнецов пояснил, что государство боится «потерять» предприятия переработки. «Это не значит, что мы тормозим приватизацию. Каждый облисполком смотрит: у кого и к каким предприятиям есть интерес. Своим решением на следующий год облисполкомы будут определять список предприятий, по которому они собираются скупать мораторные акции. Чтобы не обидеть акционеров, покупавших эти акции на льготных условиях, планируется установить цену покупки не ниже номинальной стоимости».

Рядовым белорусам остается лишь наблюдать, как идет распродажа — властям нужны стратегические инвесторы, которые купят значительный пакет акций и будут вкладывать деньги в развитие предприятий, не рассчитывая на мгновенную отдачу. Этим приватизация «по-белорусски» отличается, например, от Казахстана, где президент Н.Назарбаев объявил на днях о начале проекта «народных IPO», предполагающего массовое участие своих граждан в капитале крупнейших госкомпаний.

Оксана КУЗНЕЦОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях