$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Тревожные ожидания

07.07.2009

Падение продаж новых легковых автомобилей стало неизбежным следствием процессов, происходящих в белорусской экономике (замедление роста реальных доходов населения, девальвация рубля, сокращение кредитования). Плюс к этому сказались тревожные ожидания потребителей, которые сегодня явно не склонны к покупке товаров длительного пользования. Но говорить о том, что белорусский автобизнес рухнул, пока нет никаких оснований.

По предварительным данным ГТК, импорт легковых автомобилей (включая б/у) в январе-апреле 2009 г. даже увеличился на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года — до 52 тыс. единиц, однако совокупная стоимость ввезенной техники снизилась на 7,6% (до 314 млн. USD). Что касается продаж в сегменте новых авто, то они сократились примерно на 15%. Это свидетельствует о том, что после нескольких лет роста продаж новых иномарок белорусы вновь начали отдавать предпочтение технике «из вторых рук».

«Виновниками» процесса стали частные лица, которые за первые 4 месяца приобрели в ЕС машин на 162,2 млн. USD. Причем покупки подержанных авто стимулировались не только нынешним кризисом, но и слухами о возможном повышении ввозных пошлин в рамках ЕврАзЭС до уровня России и Казахстана (а они значительно выше, чем в Беларуси).

Прокомментировать то, как в сложившихся условиях выживают автодилеры, мы попросили генерального директора Международного автомобильного холдинга «Атлант-М» в Беларуси Сергея САМОЙЛО.

— Продажи предсказуемо падают, но в сфере послепродажного обслуживания, напротив, наблюдается существенный рост оборотов: загрузка общеремонтных и кузовных цехов нашей компании в указанный период увеличилась на 15%. Соответственно возросла и реализация запасных частей. Это стало закономерным результатом нашей многолетней работы по вводу в эксплуатацию новых автоцентров, расширению сервисных мощностей действующих предприятий, а также следствием быстрого роста объемов продаж в 2007-2008 гг. К слову, мы и сегодня продолжаем реализацию инвестиционных проектов с высокой степенью готовности, но — по понятным причинам — не форсируем сроки их завершения.

Как известно, наши поставщики (Volkswagen, Ford, Mazda и др.) переживают немалые проблемы, связанные с сокращением продаж, что вынуждает их вводить дополнительные меры по поддержанию финансовой устойчивости и контролю над расходами. «Атлант-М», разумеется, не остается в стороне от этих процессов — в ходе переговоров с компаниями-поставщиками стремимся определить оптимальные объемы и цены реализации автомобилей, выработать адекватные условия расчетов, включая отсрочки платежей.

Мы также привели фонд заработной платы и штатное расписание отделов продаж, административно-хозяйственных служб в строгое соответствие с фактическими финансовыми результатами их деятельности. На наш взгляд, это должно усилить мотивацию труда.

Кроме того, приносит свои плоды планомерная работа с партнерскими банковскими структурами, благодаря чему нашим клиентам можем обеспечить финансовые преференции. Хотя автокредиты в настоящий момент покрывают не более 60-80% стоимости нового автомобиля, возросли сроки рассмотрения заявок заемщиков. Реальная процентная ставка в белорусских рублях, рассчитанная с учетом всех возможных комиссий, составляет в целом по рынку от 23% до 28% (в иностранной валюте — от 14%). Это очень дорогие займы — процентные ставки серьезно тормозят продажи.

В то же время отрадно, что Беларусь не стала на путь жесткого торгового протекционизма, как это сделали Украина и Россия. Тем более что там такие меры не уберегли авторынки от серьезного падения: российский в январе- мае на 46,5%, украинский — на 73,3%.

Здесь стоит отметить опыт Западной Европы, где автовладельцам, которые решили заменить старую машину на новую, сегодня предоставляются государственные субсидии. Это способствовало стабилизации продаж и обеспечило функционирование автопрома. Понятно, что для Беларуси, которая не имеет крупных производств легковых автомобилей, такая мера не столь актуальна. Но уверены, подобные шаги и у нас в республике принесут положительный эффект. Если, к примеру, будут снижены процентные ставки по кредитам, то это увеличит покупательскую активность и субъектов хозяйствования, и граждан. А уменьшение налоговой нагрузки простимулирует спрос на инвестиционные продукты, в т.ч. на новые легковые автомобили. С другой стороны, ограничение импорта через повышение ввозных пошлин, а также усиление нетарифного регулирования приведет лишь к падению поступлений в бюджет — это наглядно доказывает негативный опыт России и Украины.

Подготовил

Владислав ПЛАТУН