$

2.1204 руб.

2.4136 руб.

Р (100)

3.2021 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Третья волна кризиса

13.03.2009

Мировые экономические неурядицы, отразившиеся на нашей республике, провоцируют появление социальной напряженности в белорусском обществе. Нестабильная работа многих предприятий вызывает рост безработицы и неполной занятости. Если не принять эффективные меры, динамика может приобрести необратимый характер. Сегодня существует острая необходимость в системных и согласованных антикризисных действиях со стороны правительства и бизнес-сообщества, чего пока не хватает. Об этом говорили во вторник в ходе совместного заседания Республиканского совета директоров БНПА.

Мировой кризис, начавшийся с финансовой сферы и распространившийся на производственную, вступил в очередную фазу развития — ударил по занятости и доходам населения. Увы, общемировая тенденция не обошла стороной и Беларусь. «Я часто встречаюсь с руководителями в регионах — они уже почувствовали третью волну кризиса — социальные потрясения», — заявил в своем выступлении заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси Георгий ГРИЦ.

На негативную тенденцию указывают и данные национальной статистики. В декабре в сравнении с октябрем 2008 г. численность работников, переведенных на неполную рабочую неделю, увеличилась в 6 раз — с 6,7 тыс. до 40 тыс. человек. Количество тех, кому были предоставлены отпуска по инициативе нанимателей, возросло более чем в 11 раз — с 4,5 тыс. до 51 тыс. человек.

В начале 2009 г. проблема сохранилась. Как сообщает БелаПАН со ссылкой на информацию Минтруда, в феврале работники 240 белорусских предприятий и организаций трудились в режиме неполной занятости или были вынуждены уходить в отпуска по инициативе нанимателей. Общая численность работающих на них составляла 145,5 тыс. человек. При этом доля занятых в режиме неполного рабочего времени колебалась на этих предприятиях от 14,4% в Минской области до 44,4% в Могилевской. Процент тех, кто находился в вынужденных отпусках по инициативе нанимателей, варьировался от 1,9% в Гродненской области до 17,9% в Гомельской.

Что касается официальной безработицы в Беларуси, то она не выглядит удручающе, особенно в сравнении с другими странами. В январе 2009 г. она составила 0,9% от экономически активного населения, или 40,5 тыс. человек. В феврале показатель увеличился незначительно — до 42,4 тыс. В то же время уровень безработицы, подсчитанный по методологии МОТ, приблизился к 5%.

Нынешняя ситуация неизбежно ударит по благосостоянию граждан. В январе реальные денежные доходы населения по сравнению с декабрем 2008 г. снизились на 15%. Одновременно потребительские цены с начала года добавили 5,4%.

По словам Г.Грица, проблема обостряется еще и тем, что в последние годы в Беларуси рост заработной платы опережал развитие реального сектора экономки. За это расплачиваемся: работать придется больше, а зарабатывать меньше. И это очень серьезная проблема и для власти, и для бизнеса.

Как считает ученый, белорусское правительство и бизнес-общественность до сих пор не выработали системной стратегии, как противодействовать кризису. Многие недооценивают серьезности нынешних проблем. Ситуация в реальном секторе экономики — это не рецессия, под которой понимают умеренный, некритический спад производства. Это — кризис. И, похоже, есть смысл пересмотреть принципы, по которым в последние 10 лет развивалась страна. Эффективно работать в условиях командной экономики уже не удастся, убежден эксперт.

Необходимо быть более адекватными к меняющейся ситуации и своевременно корректировать экономическую политику. Наш основной торгово-экономический партнер Россия пересмотрела прогноз по ВВП на 2009 г. до минус 2,2%. В Беларуси показатели, доведенные еще летом прошлого года (ВВП — 110-112%), остаются в силе. «В январе 2009 г. прирост ВВП составил 4,2%, по результатам двух месяцев — 2,3%. Мы что, во втором полугодии будем обеспечивать прирост 20%?» — задался вопросом Г.Гриц.

В числе основных проблем, которые сейчас не дают успешно противостоять кризису, недостаточная конкурентоспособность белорусского производства и экспорта. Такое мнение на совете директоров озвучила замминистра экономики Татьяна СТАРЧЕНКО. Фундаментальная причина кроется в низкой эффективности использования всех видов ресурсов по сравнению с развитыми государствами. В последние 3-4 года была сделана попытка изменить ситуацию, направить экономику на инновационный путь развития. При этом, столкнувшись с проблемами финансового кризиса, мы поняли, что начинать эту работу надо было раньше, догонять гораздо сложнее, признала она.

Удастся ли догнать? И станут ли инновации спасательным кругом для белорусского общества? Ведь даже в докризисный период попытки пойти по инновационному пути не дали впечатляющего результата. В 2008 г. в структуре экспорта наблюдалось снижение доли инвестиционных товаров (до12,3% против 14,2% в 2007 г.) Это свидетельствует об уменьшении конкурентоспособности нашей продукции на внешних рынках.

На совете директоров также были озвучены цифры о том, что среди технологий, внедренных в производство в нашей стране за последние 5 лет, современными признаны 6-8%. Тех, которым нет аналогов в мире, — лишь 2-3%. А вот статус «традиционных» имеют 80%. Многие из них были профинансированы в рамках инновационных программ.

Еще одним спасательным кругом для национальной экономики должна стать либерализация условий хозяйствования. «Эта работа требует ускорения и для крупного сектора, и для малого и среднего бизнеса. Принятых мер недостаточно, они не могут полностью обеспечить устойчивое функционирование экономики», — отметила Т.Старченко. Поэтому власти готовы к диалогу и, по ее оценке, все планы открыты.

Правда, о том, насколько «открыт» тренд борьбы с кризисом, свидетельствует совместный план либерализации, который в народе окрестили «52 шага». До сих пор не известен нормативный акт, которым он был бы утвержден. Это, однако, не мешает тексту документа «бродить» по кабинетам чиновников, а ответственным лицам министерств и ведомств комментировать его. Такая ситуация у многих вызывает сомнение относительно существования в Беларуси реального, скоординированного плана действий по преодолению кризиса, а также готовности взять на себя ответственность за его реализацию. А ведь обществу нужна определенность.

Александр ГЕРАСИМЕНКО

Рекомендации БНПА

В ходе заседания совета директоров ассоциация презентовала свой пакет антикризисных мер. Один из его разделов непосредственно касался сглаживания социальной напряженности посредством сохранения рабочих мест и обеспечения занятости населения, прежде всего в регионах.

Так, по мнению экспертов БНПА необходимо:

— обязать руководителей организаций республиканской и коммунальной форм собственности представлять в бесспорном порядке пустующие и неиспользуемые площади индивидуальным предпринимателям и лицам, осуществляющим ремесленную деятельность в сфере производства и оказания бытовых услуг;

— создать в дополнение к существующей государственной базе данных трудовых вакансий еще одну по работам и услугам, выполняемым по договорам подряда;

— выработать дополнительные меры стимулирования организаций, расположенных в городах, городского населения по вовлечению их в сельскохозяйственное производство;

— осуществить переход на семичасовой рабочий день (35 часовую рабочую неделю), не уменьшая при этом размер заработной платы низкооплачиваемым категориям работников (до 500 тыс. Br).

Кроме того, как считают в БНПА, в условиях мирового кризиса сохранение и увеличение числа рабочих мест должно быть в основе оценки деятельности руководителей предприятий и органов госуправления.


Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях