$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ТРЕТИЙ- ЛИШНИЙ,©

08.04.2014

или Как провести семинар без взносов

Опасения делового сообщества о росте затрат в связи с обязанностью уплачивать взносы по государственному социальному страхованию со стоимости семинаров для своих работников, по-видимому, не оправдались. Различные точки зрения на эту проблему были опубликованы в «ЭГ» на прошлой неделе (№ 25, с. 4 и с. 17 Информбанка). Теперь же Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты письмом от 4.04.2014 № 08-09/1143 разъяснил, что не все так однозначно и печально, как показалось вначале.

В письме напоминается, что в соответствии со ст. 2 Закона «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утв. постановлением Совмина от 25.01.1999 № 115 в редакции постановления Совмина от 14.12.2013 № 1083 (далее — Перечень), но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы.

Далее авторы письма объясняют, что согласно п. 4 Перечня взносы не начисляются на суммы средств работодателя, направленные на повышение квалификации или переподготовку работников в учреждениях образования РБ. Такие виды дополнительного образования взрослых, как повышение квалификации и переподготовка работников, предусмотрены подп. 1.1–1.3, 1,6, 1.7 п. 1 ст. 242 Кодекса об образовании. При этом для оказания услуг в сфере образования заключаются договоры о повышении квалификации (переподготовке) работников, предусмотренные в соответствии с подп. 2.6–2.13 п. 2 ст. 59 Кодекса.

Что касается начисления и уплаты взносов в Фонд на стоимость платных семинаров, проводимых организациями, не являющимися учреждениями образования, в письме разъясняется следующее.

«Если организатор обучающих курсов (семинаров), имеющий лицензию на осуществление образовательной деятельности, заключает трехсторонний договор, участником которого является работник, стоимость его обучения на курсах, семинарах, лекциях, практикумах, тренингах, конференциях для формирования профессиональных навыков, необходимых для выполнения работником своих должностных обязанностей (подпункт 1.9 пункта 1 статьи 242 Кодекса Республики Беларусь об образовании), является объектом для начисления взносов.

В случае заключения организацией в производственных целях гражданско-правового договора с субъектом хозяйствования на оказание информационных и (или) консультационных услуг сумма вознаграждения по договору не является объектом для начисления взносов».

Заметим, что, как правило, консалтинговые компании при организации семинаров не применяют упомянутые в письме трехсторонние договоры, типовые формы которых утверждены постановлением Минобразования от 21.07.2011 № 99. Они предлагают своим клиентам именно гражданско-правовые договоры на оказание услуг. Стало быть, достаточно правильно сформулировать предмет такого договора (каждый сам догадается, как именно), чтобы вознаграждение по нему не оказалось объектом начисления взносов.

В письме также отмечается, что проект постановления Совмина № 1083 подготовлен во исполнение отдельных поручений правительства, с учетом предложений Комитета госконтроля и направлен на увеличение доходной части бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и стимулирование работодателя в части принятия им мер по официальному повышению зарплаты своим работникам, а также создания дополнительных условий для заинтересованности работников в увеличении размера своей пенсии. Это пояснение весьма кстати: иные несознательные граждане уже ворчали, что перечень изменен исключительно для того, чтобы выжать из предприятий побольше денег, что повлечет рост затрат и налоговой нагрузки, снижение прибыли и оборотных средств, а следовательно, ухудшит возможность повышения зарплат. Некоторые скептики даже заподозрили, что персонально абзац 3 п. 4 Перечня станет дестимулирующим фактором для повышения квалификации работников и подорвет бизнес частных консалтинговых компаний, специализирующихся на проведении разнообразных семинаров и тренингов для субъектов хозяйствования.

Интересно, что в письме подчеркивается, что проект постановления № 1083 обсуждался на заседании общественно-консультативного совета при Минтруда и соцзащиты с участием представителей бизнес-союзов и других заинтересованных лиц, а также согласован в установленном порядке с министерствами финансов, экономики и юстиции. Приятно, что процедура, предусмотренная подп. 9.4 Директивы № 4, в данном случае соблюдена. Но тогда возникает ряд вопросов по ее качеству. Почему заинтересованные лица не смогли предвидеть последствия обсуждаемого документа? Чего не хватило: времени для его изучения, интереса, фантазии, чтобы предвидеть последствия очередных недомолвок и последующих интерпретаций? Ведь ситуация с семинарами не единственная, порожденная постановлением № 1083. Напомним, как переполошились бухгалтеры и юристы, не обнаружив в новом перечне упоминания о дивидендах. Конечно, все благополучно разъяснилось, но, быть может, стоит лучше заботиться о ясности и однозначности норм законодательства, из которых складывается бизнес-климат в стране?

Дмитрий КОРШУНОВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях