$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Третьи - лишние©

14.06.2013

Центробанк РФ направил российским банкам письмо от 10.06.2013 № 104-Т с рекомендациями обратить повышенное внимание на внешнеторговые договоры клиентов, по которым ввоз товаров из Беларуси в РФ оплачивается на счета в иностранных банках.

В письме говорится, что в результате надзорной деятельности выявляются случаи, когда российскими резидентами — клиентами банков РФ в рамках выполнения внешнеторговых договоров (контрактов), по которым ввоз товаров на территорию России осуществляется из Беларуси, денежные средства переводятся на счета, открытые в иностранных банках, находящихся за пределами РБ. По таким схемам, по оценке Банка России, в 2012 г. на счета в банках третьих стран было переведено в эквиваленте более 15 млрд. USD — сумма, превышающая легальный 4-месячный экспорт товаров из Беларуси во все страны мира. Действительными целями таких операций могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели.

Между тем в соответствии с требованиями белорусского законодательства и нормативных актов Нацбанка РБ резиденты Республики Беларусь обязаны зачислять денежные средства, поступающие в счет оплаты за поставляемые ими по внешнеторговым договорам (контрактам) товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги, только на свои счета, открытые в белорусских банках, напомнинает Банк России. А потому он рекомендует кредитным организациям в рамках реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма исходить из того, что обслуживание клиентов при осуществлении переводов денежных средств на счета, открытые в иностранных банках, находящихся за пределами территории РБ, по внешнеторговым договорам (контрактам), по которым ввоз товаров в РФ осуществляется из Беларуси, влечет риск вовлечения кредитной организации и ее сотрудников в осуществление операций, направленных на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Учитывая изложенное, в целях обеспечения управления риском потери деловой репутации и правовым риском, а также в целях организации работы банков по оценке риска в случае выявления фактов совершения клиентами вышеуказанных операций Банк России рекомендует обеспечить повышенное внимание ко всем операциям такого клиента, направлять в уполномоченный орган информацию обо всех его операциях, а в территориальное учреждение Банка России — всю имеющуюся информацию о таком клиенте, его контрагентах, о заключенных им внешнеторговых договорах (контрактах) и т.п.

Центробанк РФ не впервые высказывает беспокойство по поводу схем вывода денег под видом белорусско-российской внешней торговли. Эта проблема является почти неизбежным следствием интеграции наших стран, как, впрочем, и многих других подобных союзов. Например, ФАТФ еще в 2010 г. опубликовала доклад «Уязвимость зон свободной торговли к отмыванию денег», в котором предупреждала, что льготы для стимулирования экспорта, существующие в таких зонах, могут «привести к снижению уровня контроля и регулирования финансовой деятельности, внешней торговли и обеспечения соблюдения законов, норм и требований, создавая возможности для отмывания денег и финансирования терроризма» (ОД/ФТ), а в большинстве законов и положений, регулирующих деятельность зон, не учтены их уязвимость к ОД/ФТ и риск осуществления незаконных операций. Поэтому ФАТФ в своем докладе составила типологию преступных схем и дала некоторые рекомендации по их выявлению.

В основе многих таких схем лежит перевод денег в оффшоры по контрактам с одним из участников ЗСТ, предусматривающим фиктивный импорт, что становится возможным в связи с отсутствием таможенного контроля. Такой «партнер» обычно имеет фиктивных учредителей в оффшорной юрисдикции, куда и выводятся в конечном итоге деньги. Пресечь такие операции довольно сложно. Скажем, Указ Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций», на который намекает в своем письме Банк России, действительно требует, чтобы денежные средства по экспортным договорам поступали только на счета экспортеров — резидентов РБ. Однако подп. 1.8 Указа допускает ряд исключений из этого правила. Но любые исключения могут стать лазейками для тех, кто хочет извлечь дополнительный доход, обходя законы, а россияне, используя лжепредпринимательские структуры, просто игнорируют наши правила. При этом участвуют в этом все: российские госкомпании выводят активы в оффшоры, создавая там дочерние компании, а частные фирмы, наоборот, — материнские, чтобы перевести защиту своего имущества под «крышу» зарубежной юрисдикции. Впрочем, если Беларусь используется россиянами для подобных схем, то в весьма скромных масштабах: по данным Tax Justice Network за 2012 г., отток из России частного капитала составил 798 млрд. USD — в 53 раза больше, чем сумма, названная Банком РФ в своем письме.

Вероятно, у Беларуси тоже есть подобные проблемы. Но состояние торгового и платежного баланса вызывает сегодня тревогу по другим причинам. К примеру, в счет обязательной продажи белорусские предприятия продали в январе–мае т.г. всего 4281,7 млн. USD — на 13,1% меньше, чем за 5 месяцев 2012 г. Но учитывая, что экспорт товаров и услуг за январь–апрель сократился на 19,6%, рассчитывать, что приток валюты в республику вырастет благодаря мерам по борьбе с отмыванием денег, не приходится.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях