$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ТРЕТЕЙСКИЙ СУД ПОЛУЧИТ ЗАКОН

29.06.2010

Депутаты приняли в первом чтении проект закона «О третейских судах». Его положения направлены на создание альтернативных форм правосудия, дальнейшее развитие и повышение эффективности применения института досудебного третейского разбирательства, сокращение количества обращений в суды, входящие в судебную систему, отметил директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Вадим ИПАТОВ, представляя законо-проект на заседании Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

В настоящее время основные нормы, регулирующие вопросы создания и деятельности третейских судов, закреплены в Положении о третейском суде, являющемся одним из приложений к ГПК. Еще часть вопросов, затрагивающих третейское разбирательство споров, регулируется ХПК. На рассмотрение третейского суда могут быть переданы споры между гражданами, а также гражданами и юридическими лицами. Третейский суд организуется всякий раз по особому соглашению всех участников спора.

Нынешний проект закона расширяет компетенцию третейского суда и круг субъектов, которые могут заключить соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда. Это могут быть любые споры, возникающие между гражданами, гражданами и юридическими лицами или между юрлицами. Исключение составят споры, непосредственно затрагивающие права и законные интересы третьих лиц, а также споры, которые не могут быть предметом третейского разбирательства в соответствии с законодательством Республики Беларусь или иностранного государства. Одновременно в проекте разграничивается компетенция третейских судов и международного арбитражного (третейского) суда.

Частноправовые споры будут рассматриваться постоянно действующим или специально образованным для разрешения конкретного спора третейским судом. Первый создается в виде некоммерческой организации или может быть образован юридическим лицом и действовать при нем. Второй формируется по соглашению сторон и прекращает свою деятельность с окончанием третейского разбирательства.

При подготовке законопроекта учитывался зарубежный опыт работы подобных судов, рассказал В.Ипатов. Например, в России действует около 600 третейских судов, в Украине — около 100, рассматривающих экономические споры. В США в третейских судах рассматривается около 60% экономических споров. Возможность альтернативных способов разрешения споров активно используют в Польше, Литве, Латвии.

На становление третейских судов в Беларуси потребуется время. Но законопроект будет способствовать их быстрейшему развитию, уверен Вадим Ипатов.

Татьяна АБРАМОВИЧ