$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

Третейский суд

22.09.2009

Нагрузка на хозяйственные суды республики в 2009 г. удвоилась. Однако неизбежной, на первый взгляд, волокиты удалось избежать благодаря внедрению в практику разрешения экономических споров института посредничества. Такую точку зрения высказал на недавней пресс-конференции председатель Высшего Хозяйственного Суда Беларуси Виктор Каменков.

В юридическом плане фигура посредника — это сотрудник суда, профессиональный юрист, не наделенный полномочиями судьи. Но он уполномочен на проведение переговоров между конфликтующими сторонами и заключение мирового соглашения, как правило, касающихся порядка и полноты исполнения договоров за поставленные материальные ценности и выполненные услуги. Напомним, ранее подробной информацией об основах деятельности посредников на страницах «ЭГ» поделилась начальник главного правового управления ВХС Ирина Бельская («ЭГ» № 33 за 5.05.2009).

В.Каменков подчеркнул, что круг специалистов, которым поручается подобное посредничество (медиация), может быть расширен и за счет негосударственных структур — такие инициативы содержатся в проектах законодательных актов, предложенных на рассмотрение главы государства и парламента Высшим Хозяйственным Судом.

В январе-июне 2009 г. общее количество обращений субъектов в хозсуды превысило 57 тыс., среднемесячная нагрузка на одного судью выросла до 97 дел и находится на предельном уровне. В этой ситуации ВХС не инициировал увеличение численности работающих, а предложил упростить многие процедуры рассмотрения хозяйственных споров. В результате более 80% дел по процедуре медиации решаются мировым соглашением — без прямого участия суда.

Количество и география применения медиации исключительно широка. В ходе пресс-конференции председатели областных хозяйственных судов и суда г. Минска упоминали такие знаковые для экономики страны предприятия, как «Амкодор», «Ковры Бреста», «БАТЭ», «БелАЗ». В этом плане интересен опыт разрешения спора между «Лидахлебопродукт» и местной птицефабрикой — посредникам удалось убедить потенциальных истца и ответчика в выгодности мирового соглашения. Первый начал получать платежи за поставленный комбикорм, второй избавился от риска прямого судебного преследования (вплоть до ареста имущества).

Кстати, экономический смысл использования процедуры медиации заключается в том, что «обиженный» субъект хозяйствования экономит не менее 50% от суммы, вносимой в установленном порядке в поддержку искового требования. Проще говоря, услуги посредника обходятся вдвое дешевле.

В.Каменков подчеркнул, что медиация — это цивилизованный, добровольный и эффективный путь урегулирования возникающих споров путем переговоров сторон с участием нейтрального и беспристрастного посредника с целью совместной выработки взаимоприемлемого для сторон соглашения по спорным вопросам и дальнейшего его исполнения.

Введение в хозяйственных судах данной процедуры отражает общемировые тенденции в юриспруденции периода глобального кризиса. Однако de facto суды республики делают только первые шаги в этом направлении, но вполне успешные. За 8 месяцев 2009 г. процедура посредничества завершена по 8 тыс. дел, из них по 6861 делу стороны урегулировали спор и заключили соглашение (86% удачно завершенных процедур). Это очень высокий показатель, который соответствует и даже превышает европейский уровень, подчеркнул глава ВХС республики.

Владислав ПЛАТУН