Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Консультации
27.09.2002 25 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Третейский суд

Характер деятельности нашего предприятия связан со множеством партнеров, клиентов и как следствие этого -- с хозяйственными спорами, которые нередко заканчиваются обращением в суд...

Характер деятельности нашего предприятия связан со множеством партнеров, клиентов и как следствие этого -- с хозяйственными спорами, которые нередко заканчиваются обращением в суд. В результате мы и расходы несем большие, и время теряем. Коллеги из России советовали мне не раз обращаться к услугам третейского суда, но я мало что о нем знаю. Предусмотрен ли он вообще белорусским законодательством? Какие дела и на каких условиях он рассматривает? Обязательны ли его решения и кто их исполняет? Как обжаловать решение третейского суда? Надеюсь, что ответы на эти вопросы волнуют не только меня.

И.СТРОКАТЫЙ, исполнительный директор, г.Пинск

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Республики Беларусь при возникновении спорной ситуации предлагает определенный перечень способов разрешения ситуации: путем переговоров, путем соблюдения законодательства, прямо регламентирующего правовые последствия определенных виновных действий стороны договора, путем передачи дела на рассмотрение в суд. Поскольку переговоры, при нежелании одной из сторон договариваться, помогают мало, то остается суд.

Но почему же в суд обращаются не все заинтересованные лица? Главная причина -- дороговизна и, как правило, достаточно длительный срок рассмотрения дел. Дороговизна -- это госпошлина, которую нужно уплатить при подаче искового заявления. В зависимости от суммы исковых требований госпошлина может достигать значительного размера, ее уплата не всегда возможна по причинам временного отсутствия свободных денежных средств или нежелательности отвлечения денег из оборота. Кроме того, нет гарантии, что пошлина не будет уплачена впустую, если в удовлетворении исковых требований по каким-либо причинам откажут.

Где же найти золотую середину? Как разрешить возникший спор с минимальными финансовыми и временными потерями при сохранении эффективности способа? Ответ может дать то же самое белорусское законодательство, которое предоставляет возможность передачи дела на рассмотрение третейского суда.

Третейский суд может быть постоянным или временным, судом "по случаю", известным юристам как суд "аd hос". Именно о нем, полагаю, и хочет узнать автор письма.

Рассмотрение дел третейскими судами получило широчайшее распространение в мире, но, к сожалению, не в Беларуси. Отличительные особенности таких судов: минимальные сроки рассмотрения дел и их установление сторонами спора, отсутствие жесткой привязки к конкретному процессуальному и материальному законодательству, свобода сторон в выборе лица или лиц, которым будет поручено рассмотрение. Поскольку сейчас речь идет только о взаимоотношениях между белорусскими юридическим лицами, ведущими хозяйственную деятельность, такие преимущества третейского суда перед государственным Хозяйственным судом в определенных ситуациях неоспоримы.

Третейский суд создается и действует на основании и в соответствии с Положением о третейском суде, являющимся приложением N 3 к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Беларусь. Положение определяет основные моменты деятельности суда, его права и обязанности сторон спора и третейских судей.

ИТАК, на рассмотрение третейского суда может быть передано любое дело, вытекающее из хозяйственных договоров. Для передачи дела необходимо одно важное условие: заключение сторонами отдельного договора о передаче дела на рассмотрение в третейский суд или включение в хозяйственный договор третейской записи. Самостоятельный договор, как правило, заключается после возникновения спора и содержит соглашение о передаче дела в третейский суд, предмет спора, имена судей, срок разрешения спора судьей (судьями), дату и место заключения договора. Третейская запись, включаемая в текст хозяйственного договора (купли-продажи, поставки, товарообмена, подряда и т.д.) должна содержать те же основные условия. Не стоит забывать, что к третейской записи применяются такие же правила, что и к любому другому условию договора, то есть третейская запись может быть дополнена, изменена дополнительным соглашением сторон. В течение срока действия третейской записи могут быть изменены судьи, сроки, предмет спора, а также любые другие условия.

Третейскому суду, поскольку иное не предусмотрено законодательством, подведомственны споры, которые могут рассматриваться Хозяйственными судами Республики Беларусь за определенными исключениями. Так, исходя из принципов создания и деятельности третейского суда, им не могут быть рассмотрены споры:

о признании недействительным ненормативного акта государственного или иного органа, не соответствующего законодательству Республики Беларусь и нарушающего права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;

о защите деловой репутации;

об отказе в государственной регистрации либо уклонении от государственной регистрации в установленный срок юридического лица или индивидуального предпринимателя и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законодательством Республики Беларусь;

о взыскании с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей налогов, других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, штрафов и иных экономических санкций, если законодательством Республики Беларусь не предусмотрено взыскание этих сумм в бесспорном порядке;

о возврате из бюджета и государственных внебюджетных фондов денежных средств, списанных в бесспорном порядке в виде экономических санкций либо по другим основаниям с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

о ликвидации, реорганизации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;

об экономической несостоятельности (банкротстве);

об отказе в выдаче (продлении) лицензии;

об установлении фактов, имеющих юридическое значение в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении.

НЕ КОММЕНТИРУЯ подробно каждый пункт, поясним, что эти категории дел не могут быть рассмотрены третейским судом, поскольку одни из них являются исключительной компетенцией Хозяйственного суда в силу прямого указания или общих принципов законодательства (например, иск к налоговой инспекции, об экономической несостоятельности, о признании недействительным ненормативного акта государственного или иного органа), другие -- в силу вынужденного отсутствия сторон, могущих заключить договор о передаче дела в третейский суд (иск о защите деловой репутации), третьи -- в силу того, что одной из сторон является государственный орган Республики Беларусь, который вряд ли, даже при желании, сможет заключить договор о передаче дела в третейский суд. Но эти выводы не обязательны, причины не абсолютны. Договор о передаче дела на рассмотрение третейского суда может быть заключен между сторонами спора о защите деловой репутации, если перед передачей дела в суд сторона, считающая себя потерпевшей, направила ответчику письмо о том, что она имеет претензии и желает разрешить дело в судебном порядке. В таком случае никто не лишает стороны спора права на передачу иска в третейский суд.

Общая подведомственность дел определяется договором или третейской записью. Зачастую между юридическими лицами, ведущими длительное и активное сотрудничество, практикуются рамочные договоры (соглашения) о сотрудничестве, определяющие основные направления взаимной деятельности сторон и принципы построения договорных отношений. В текст такого договора может быть включена третейская запись о том, что любые споры между сторонами, вне зависимости от основания их возникновения, разрешаются третейским судом в определенном составе, либо персональный состав утверждается для каждого конкретного спора.

Третейские судьи выбираются сторонами самостоятельно. Ими могут быть любые лица вне зависимости от образования, гражданства и социального положения, являющиеся совершеннолетними, не состоящими под опекой и попечительством, не лишенные по приговору суда права занимать должности в органах суда, прокуратуры или заниматься адвокатской деятельностью в течение срока, указанного в приговоре, не привлеченные на момент их избрания и на момент рассмотрения спора к уголовной ответственности. Профессиональная принадлежность избранных лиц не имеет значения, но все же рекомендуем избирать судьями лиц, имеющих юридическое образование и опыт работы, поскольку решение третейского суда, равно как и его выводы, сделанные в процессе рассмотрения дела, должны соответствовать законодательству Республики Беларусь. Кроме того, в процессе рассмотрения дел зачастую возникают вопросы, которые могут быть разрешены только лицами, знающими законодательство и умеющими правильно его истолковать и применить.

При этом каждая из сторон избирает равное количество судей, а поскольку при этом количество судей получается в любом случае четным, один судья выбирается по общему согласию избранных. Нечетное количество судей, необходимых для разрешения дела, обусловлено тем, что решение третейского суда выносится большинством голосов. При несогласии одного или нескольких судей от подписания решения или о несогласии с ним, особое мнение или причины отказа в подписании излагаются в самом решении. В случае, если спор рассматривается несколькими судьями, из их числа выбирается председатель. Законодательство прямо не говорит об этом, но из смысла второго предложения пункта 15 Положения о третейском суде следует то, что для соблюдения определенных процедур он необходим.

Следует отметить отличия третейского судьи от судьи, являющегося государственным должностным лицом. Судьи государственных общих, хозяйственных и прочих судов -- это лица, соответствующие требованиям, установленным Законом Республики Беларусь "О судоустройстве и статусе судей", наделенные полномочиями по осуществлению правосудия. Назначение судей производится Президентом Республики Беларусь, судьи обладают личной неприкосновенностью, защитой от посягательств. Статус судьи защищен не только вышеуказанным законом и Конституцией, но и Уголовным кодексом Республики Беларусь. Третейский же судья не обладает статусом должностного лица и личной неприкосновенностью, не находится под защитой государства как лицо, осуществляющее правосудие. Под защитой государства находится только решение, вынесенное третейским судьей (судом), поскольку такое решение подлежит исполнению наравне с решениями государственных судов Республики Беларусь.

ПРОЦЕДУРА рассмотрения дел в третейском суде законодательством прямо не предусмотрена, поэтому процессуальные правила, которыми будут руководствоваться судьи, могут быть определены соглашением сторон спора, одобрены судом по представлении таких правил одной из сторон и согласии другой, могут быть разработаны самими судьями и утверждены сторонами спора. Поскольку законодательство определяет независимость третейских судей от процессуального законодательства Республики Беларусь, возможно также рассмотрение спора без каких-либо определенных правил, но с обязательным соблюдением принципов равенства сторон, справедливости судебного разбирательства, независимости судей-арбитров и соблюдением прочих основных правил и принципов законодательства. Как и в государственном суде, в третейском может вестись протокол судебного заседания. Ведение протокола не обязательно, но учитывая, что все производство третейского суда после вынесения решения подлежит передаче в территориальный Хозяйственный суд и, возможно, потребуется выдача судебного приказа и соответственно будет произведена проверка законности вынесенного решения, то наличие протокола поможет судье Хозяйственного суда удостовериться в соблюдении третейским судом принципов разбирательства, правил ведения процесса, установленных Положением о третейском суде, и его выводов.

По усмотрению сторон, ведение письменного протокола для ускорения процедуры может быть заменено аудио-видеозаписью процесса. Естественно, что если стороны решат при передаче производства в Хозяйственный суд приложить к делу протокол, то необходимо будет содержимое аудио-видеозаписи перенести на бумажный носитель, проще говоря, переписать от руки или перепечатать все сказанное сторонами.

Представительство в третейском суде осуществляется по общим основаниям, предусмотренным законодательством: представитель стороны (истца или ответчика) обязан предъявить надлежаще оформленную доверенность, а если он является руководителем -- подтверждающие документы (удостоверение руководителя, приказ о назначении на должность и т.п.). Наряду с этим в третейский суд должны быть представлены учредительные документы сторон для определения их правоспособности в области действий, приведших к возникновению спора, и полномочий руководителя или доверенного лица субъекта хозяйствования.

Исковое заявление, подаваемое в третейский суд, не обязательно должно соответствовать тем требованиям, которые предъявляются хозяйственно-процессуальным законодательством, но, с другой стороны, основные моменты должны быть соблюдены, так как из заявления должны следовать аргументированные требования истца, предъявляемые к ответчику. Кроме этого, в третейском разбирательстве нет такого института, как оставление иска без рассмотрения, поскольку суд имеет целевой характер и не может отказать в принятии к рассмотрению спора, для разрешения которого он создан. К исковому заявлению, так же как и в Хозяйственный суд, должны прилагаться документы, на основании которых предъявляется иск: договоры, накладные, счета-фактуры, платежные документы и прочие доказательства.

НЕМАЛОВАЖНЫМ представляется вопрос о привлечении к участию в процессе таких лиц, как свидетель, эксперт и специалист. Показания свидетелей могут быть необходимы для установления объективной истины по делу, поэтому их присутствие в процессе при необходимости возможно. Показания свидетелей могут оцениваться как доказательства, при этом критерии относимости к доказательствам изложенных свидетелем сведений целесообразно применять подобные предусмотренным процессуальным законодательством.

Производство экспертизы также может потребоваться в третейском суде в случаях, когда судьи самостоятельно не могут разрешить вопросы, требующие специальных познаний. Область возникновения вопросов, для разрешения которых может потребоваться мнение эксперта, хозяйственным процессуальным законодательством определяется как "в области экономики, науки, техники и других областях". Для третейского же суда можно добавить и область юриспруденции, так как профессиональная принадлежность третейского судьи и его образование не являются обязательным критерием для его выбора. Экспертиза, производимая по инициативе Хозяйственного суда или сторон в его процессе, несомненно, может быть проведена и в третейском, хотя законодательством прямо не обозначена обязанность экспертного учреждения производить экспертные действия по запросу третейского суда. Здесь, как и во многом, что касается третейского разбирательства, можно воспользоваться принципом аналогии закона -- аналогии третейского разбирательства хозяйственному. Аналогия права и закона, как институт, может быть применена на основании Закона от 2000-01-10 г. N 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", который в ст.1 дает определение аналогии права и закона, а в ст.72 определяет, что при выявлении пробелов в нормативных правовых актах и до внесения соответствующих изменений и (или) дополнений, устранение пробелов может осуществляться путем использования институтов аналогии закона и аналогии права. Точно так же разрешается вопрос с участием в третейском разбирательстве и специалиста.

В СВЯЗИ с возможностью участия в процессе свидетелей, экспертов и специалистов, возникает вопрос об их ответственности за отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний, как это применяется в хозяйственном процессуальном законодательстве. Уголовное законодательство не дает прямого ответа на этот вопрос. Но поскольку разбирательство в третейском суде относится в соответствии с п.1 Положения о третейском суде к гражданско-правовым делам, то можно сделать заключение о том, что свидетели, эксперты и переводчики несут уголовную ответственность за правдивость своих показаний, а также за отказ или уклонение от их дачи.

Разбирательство в третейских судах производится бесплатно. То есть для возбуждения дела и для подачи искового заявления не требуется уплата государственной пошлины, что, как мы уже говорили, несомненный плюс третейского суда. Но спорным остается вопрос о тех расходах, которые могут быть понесены в процессе рассмотрения дела, а также о том, имеет ли право третейский судья получать вознаграждение за исполнение своих обязанностей.

Судебными расходами в третейском разбирательстве могут быть почтовые расходы, оплата услуг экспертов, специалистов и прочие, например, связанные с необходимостью проезда третейских судей к месту рассмотрения спора. Такие расходы, поскольку ничто иное законодательством прямо не определено, могут возлагаться на заинтересованные стороны (на сторону, ходатайствующую о привлечении эксперта, специалиста, в интересах которого производится почтовое отправление), на стороны в равных долях либо в пропорциях, установленных судом, могут быть произведены за счет одной стороны, например, истца, с последующим возмещением уплаченных денежных средств при взыскании с ответчика.

Вопрос о вознаграждении третейского судьи представляется здесь наиболее сложным.

Не вдаваясь в подробности, скажем, что он может быть разрешен положительно сторонами, соглашением которых создается третейский суд "аd hос", и это решение ни в коей мере не противоречит законодательству.

Решение третейского суда, как уже было указано выше, принимается большинством голосов. Если кто-то из судей не согласен с принятым решением, он излагает свое особое мнение в самом решении. Решение объявляется сторонам в заседании суда и должно быть подписано обеими сторонами -- истцом и ответчиком. В случае отказа стороны от подписи или ее неявки без уважительных причин в заседание суда решение считается ей объявленным, о чем в решении делается отметка председателя третейского суда.

Поскольку иное не предусмотрено законодательством, решение третейского суда вступает в силу с момента его объявления и подписания решения сторонами, то есть полного документального оформления. Но это не исключает того, что вступление решения в силу может быть отсрочено, допустим, по аналогии с хозяйственным процессом, на 10 дней. Правда, в этом нет особой необходимости.

Для решения третейского суда не предусмотрено никакого порядка обжалования. Решение Хозяйственного суда Республики Беларусь может быть обжаловано в кассационном порядке, может быть подана жалоба в порядке надзора, то есть в случае несогласия одной из сторон с принятым решением и при наличии доказательств его неправомерности или допущенных судом при рассмотрении нарушений материального или процессуального права, решение может быть отменено или изменено. Для решений третейских судов такой процедуры нет. Единственный момент, когда решение третейского суда может быть признано незаконным -- при его проверке Хозяйственным судом перед выдачей судебного приказа. Если Хозяйственный суд выдает определение об отказе в выдаче судебного приказа, спор, рассмотренный первоначально в третейском суде, может быть разрешен в Хозяйственном суде.

Исполнение решения третейского суда производится в том же порядке, что и решение Хозяйственного суда. Полагаем правильным, что оно должно содержать запись о том, что решение может быть исполнено добровольно в некоторый срок, например, 10 дней с момента принятия решения. По истечении этого срока взыскатель имеет право обратиться в Хозяйственный суд за выдачей судебного приказа и может произвести взыскание с помощью службы судебных исполнителей в том же порядке и на тех же условиях, что и решение Хозяйственного суда. Передача судебного решения и дела в целом в Хозяйственный суд должна быть произведена третейским судьей или председателем третейского суда в кратчайший срок в целях ускорения процедуры исполнения.

В Хозяйственном процессе существует институт возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Применительно к третейскому судопроизводству этот институт тоже может иметь место, так как это необходимо для установления истины.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений