Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Социум
13.08.2004 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ТРЕБУЮТ ДОПЛАТИТЬ

А правильно было бы вернуть в госсобственность

А правильно было бы вернуть в госсобственность

Суд Минского района и г. Заславля 19 декабря 2003г. рассмотрел иск одного из сельских исполкомов к гражданину А. о взыскании денежной суммы.

ИСТЕЦ указывал, что в 2000г. ответчику для строительства и обслуживания жилого дома был передан в частную собственность земельный участок размером 0,16 га. Цена его определялась в соответствии с постановлением Совмина от 7.10.1993г. № 679 (далее - постановление № 679) и с учетом коэффициента 138, установленного на 1998г. постановлением Правительства от 21.01.1998г. № 81 (далее - постановление № 81). Гражданин А. уплатил за земельный участок 22 900 руб.

Почти через три года Совмин (постановление № 404 от 2003-03-26г.) установил нормативную цену на земельные участки. Исходя из этого исполком пересчитал стоимость участка гражданина А. и потребовал доплатить почти 850 000 руб. Владелец отказался, исполком обратился в суд.

Требование доплатить заявлялось на основании решения Минского облисполкома от 2003-04-18г. № 290 (далее - решение №290). Этим документом Минскому райисполкому прямо поручалось пересмотреть все принятые в период с 1.01.1999г. по 2003-03-28г. решения по участкам с тем, чтобы привести цены к нормативным, обеспечив взыскание разницы между фактически уплаченной суммой и установленной в соответствии с постановлением № 404.

Суд исковое требование удовлетворил, сославшись на ст. 971 Гражданского кодекса (далее - ГК). Согласно ей лицо, которое без установленных законодательством или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 978 ГК.

Суд посчитал, что ответчик приобрел в собственность земельный участок по цене, существовавшей в 1998г., которая к моменту покупки участка в 2000г. являлась значительно заниженной. Поскольку, по мнению суда, в результате неверно уплаченной ответчиком суммы за передачу ему земельного участка произошло неосновательное обогащение, размер его подлежит взысканию с учетом действующих ставок нормативных цен.

Приведенное в качестве примера решение суда является типичным по данной категории дел. Вместе с тем изложенную позицию местных исполнительных и распорядительных органов и общих судов не разделяли ответчики - граждане, получившие ранее земельные участки в собственность, зачастую к моменту предъявления им указанных требований уже произведшие отчуждение участков третьим лицам.

Они считают, что надлежащим образом исполнили условия заключенных договоров на приобретение земельных участков. Согласно ст. 394 ГК расчеты сторон при исполнении договора осуществляются по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства. В предусмотренных законодательством случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то госорганами. Но - указывают граждане - нормативные цены, установленные на землю в 2003г., не должны распространяться на прошлое время, т.к. в соответствии со ст. 4 ГК акты гражданского законодательства не имеют обратной силы. Кодекс Республики Беларусь о земле (далее - Кодекс), вступивший в силу с 1.01.1999г., также не может являться основанием для пересмотра цены, ибо его ст. 163 говорит, что до приведения законодательства РБ в соответствие с Кодексом действующие акты земельного законодательства применяются в части, не противоречащей ему. Постановления № 679 и № 81 не противоречили Кодексу.

Насколько обоснованы позиции сторон в споре?

СОБСТВЕННОСТЬ на землю в Республике Беларусь выступает в государственной и частной формах. Субъектами права госсобственности согласно ст. 213 ГК являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Земельные участки, находящиеся в госсобственности, являются собственностью республики. Полномочия собственника в отношении имущества, являющегося собственностью РБ, осуществляет правительство (ст. 107 Конституции). Иные госорганы вправе осуществлять распоряжение имуществом, находящимся в собственности государства, в пределах предоставленных полномочий.

Статья 25 Кодекса определяет полномочия Президента, Совмина, местных исполнительных и распорядительных органов по предоставлению физическим и юридическим лицам земельных участков, а также ряд условий использования этих участков. Гражданам Беларуси участки, находящиеся в госсобственности, могут передаваться в частную собственность по льготной, нормативной или договорной цене (ч. 6 ст. 35 Кодекса). Нормативная цена устанавливается Совмином по согласованию с Президентом исходя из качества участка и его месторасположения (ч. 2 ст. 62 Кодекса).

Нормативные цены на земли сельскохозяйственного назначения, городов и поселков городского типа, передаваемые в частную собственность граждан, были утверждены постановлением № 679. Пунктом 4 данного постановления Комитету по земельной реформе и землеустройству при Совмине, Минсельхозпроду и Минфину совместно с Госкомстатом было поручено ежегодно представлять до 20 декабря в Совмин предложения по изменению нормативных цен на земли с учетом уровня инфляции.

С 1995 по 1998 гг. правительством ежегодно устанавливался коэффициент к утвержденным постановлением № 679 нормативным ценам на земли, передаваемые в частную собственность граждан. Так, постановлением Совмина от 30.05.1997г. № 619 на 1997г. был установлен коэффициент 85, а постановлением № 81 на 1998г. - коэффициент 138.

Таким образом, установление нормативных цен на передаваемые в собственность граждан земельные участки относится к ведению Совмина и не может осуществляться местными исполнительными и распорядительными органами.

До принятия постановления № 404 цена земельных участков определялась нормативной ценой, установленной постановлением № 679, и подлежавшим ежегодному установлению коэффициентом к ней. В связи с этим представляется, что, осуществляя передачу земельных участков в 1999-2002 годах в частную собственность граждан при отсутствии утвержденных постановлением правительства на данные годы коэффициентов и используя коэффициент, установленный на 1998 год, местные исполнительные и распорядительные органы действовали с превышением предоставленных им полномочий, что дает основания их отменить.

Решения названных органов об изъятии и предоставлении земельных участков в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, о передаче их в собственность, не соответствующие действующему законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, Совмином, а также Президентом (ч. 3 ст. 6 Кодекса о земле).

Не менее важен и второй момент. Применение к сделкам по передаче земельных участков в собственность граждан, совершенным в 1999-2002 гг., цен, установленных постановлением № 404, что предусматривает решение Миноблисполкома от 2003-04-18г. № 290, является необоснованным как с позиций законодательства, регулирующего опубликование, вступление в силу и применение актов законодательства, так и с позиций законодательства, регулирующего обязательственные отношения.

Согласно пунктам 12 и 13 Положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь, утвержденного Декретом Президента от 10.12.1998г. № 22, постановления Совмина вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов, если в самих постановлениях не установлен иной срок. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. Постановление № 404 вступило в силу с 4.04.2003г.

Согласно ч.1 ст. 67 Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

В соответствии со ст. 379 ГК надлежащее исполнение прекращает обязательство. В рассматриваемых ситуациях к моменту вступления в силу постановления № 404 и предъявления требований о взыскании денежных сумм земельные участки были переданы в собственность граждан, которыми в свою очередь осуществлена уплата установленной решением соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа денежной суммы, составляющей цену земельного участка. Таким образом, постановления судов общей юрисдикции о довзыскании сумм являются неправомерными. Цена земельных участков, установленная в 2003г., не может служить критерием для определения размера неосновательного обогащения граждан, получивших эти участки в собственность в 1999-2002гг. Поскольку в указанный период цена участков не определялась в установленном порядке, критерий определения надлежащей цены отсутствует, выявить размер неосновательного обогащения приобретателей не представляется возможным.

Таким образом, правовым решением изложенного вопроса было бы не взыскание с собственников дополнительных сумм, а отмена принятых с превышением полномочий решений исполнительных комитетов о передаче земельных участков в частную собственность граждан и возвращение данных участков в госсобственность.

Но будет ли это соответствовать интересам граждан?

Ведь истребуемые у них суммы доплаты значительно меньше рыночной стоимости земельных участков.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by