$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Требуется ремонт отрасли

25.01.2008

Белорусская автомобильная ассоциация (БАА) и холдинг «Атлант-М» проанализировали рынок запасных частей. По оценкам специалистов, его объем составляет 245 млн. USD, причем 80% сегмента приходится на нелегальные продажи. Впрочем, констатацией факта специалисты не ограничились и вышли в органы госуправления и Совмин с конкретными законодательными инициативами, которые позволят уменьшить «серую» долю до 20%, при этом бюджет сможет получить дополнительно почти 14 млн. USD.

Проблема

На сегодняшний день, по данным БАА, ежегодное обслуживание оригинальными запчастями авто до 12 лет эксплуатации (13,12% объема рынка) обойдется водителю в 450 USD (общая сумма 76,05 млн. USD), на устаревшие модели (86,88%) клиенты тратят около 150 USD (169,650 млн. USD). В итоге емкость рынка специалисты оценили в 245 млн. USD.

Цифры выглядят внушительно, однако более детальные расчеты реализации запасных частей и поступлений в бюджет государства показывают, что для реализаторов продукции все не так оптимистично.

Так, у дилера, приобретающего запчасти у импортера, в конечную цену продукции закладываются: стоимость товара (100 USD, доставка — 5% (5 USD) от цены, таможенная пошлина — 10,5% (11,03 USD), НДС на таможне — 18% (20,89 USD). В итоге себестоимость запчастей с учетом НДС составлет 136,92 USD. При розничной цене в 200 USD бизнесмен оплачивает еще 15% налога с оборота (26,08 USD), и 18% НДС с разницы в 37 USD (6,66 USD).

После всех выплат прибыль составит только 29,62 USD, с которой предстоит выплатить 24% налога на прибыль (7,11 USD). В итоге прибыль составит 23,23 USD.

Основной удар в данном случае приходится на региональных дилеров, для которых нынешнее ценообразование и налогообложение несовместимо с жизнью. Если импортер имеет право на 30% наценку, то дилер обязан продавать товар по себестоимости, что привело к фактическому отсутствию автоцентров в регионах, СТО просто не выгодно торговать запчастями. Поэтому за сервисом из регионов приходится ездить или в столицу, или в соседние страны, отчего страна теряет значительные средства. При том, учитывая дальнейший рост спроса на услугу, потери для экономики будут только расти. Объем рынка запчастей для легковых автомобилей импортного производства показывает динамичный рост, что связано со значительным увеличением парка машин в Беларуси. По прогнозу специалистов, при сохранении нынешних таможенных пошлин количество завозимого транспорта ежегодно будет повышаться на 20%, и если к началу 2008 г. составляло 1,3 млн. единиц, то в 2010-м достигнет отметки в 1,7 млн. Соответственно затраты на обслуживание средств передвижения у населения также возрастут.

Решение

Специалисты БАА разработали ряд предложений по решению наметившихся проблем на законодательном уровне, что, по мнению представителей объединения, будет выгодно не только представителям бизнес-структур, но и принесет дополнительные средства госбюджету.

В области ценообразования и налогообложения в сбыте автомобилей (новых и б/у) объединение предлагает:

— распространить действие Указа от 24.11.2005 № 546 в части начисления НДС и уплаты налога с продаж при реализации автомобилей вне зависимости от года выпуска и пробега и вне зависимости от того, является ли первым поставщиком продавец, либо автомобиль приобретен у резидента РБ — физического либо юридического лица. Определить при этом базу начисления НДС в размере разницы между ценой реализации и себестоимостью приобретения;

— не облагать НДС реализацию юридическими лицами автомобилей, стоявших на балансе этих предприятий в качестве основных средств;

— включить автомобили вне зависимости от года выпуска и пробега и вне зависимости от того, является ли первым поставщиком продавец, либо автомобиль приобретен у резидента РБ (физического либо юридического лица) в список товаров, реализация которых в розницу не облагается налогом с продаж.

В области ценообразования и налогообложения в сбыте автомобильных запчастей, масел, жидкостей и прочих автомобильных комплектующих:

— отменить ограничения в ценообразовании при розничной, оптовой реализации, а также при установке на СТО автомобильных запчастей, масел, жидкостей и прочих автомобильных комплектующих вне зависимости от цели приобретения продавцом и вне зависимости от того, является ли продавец первым поставщиком в РБ. Уравнять при этом условия хозяйствования предприятий, торгующих запчастями, устанавливающих их в мастерской вне зависимости от того, является ли продавец первым поставщиком в РБ или приобрел у резидента РБ. В случае невозможности полной либерализации цен в этом сегменте, разрешить отпуск автомобильных запчастей, масел, жидкостей и прочих автомобильных комплектующих при установке на СТО с применением наценки не менее 30% вне зависимости от цели приобретения продавцом и вне зависимости от того, является ли продавец первым поставщиком в РБ;

— отменить необходимость хранения прейскурантов и обоснований формирования отпускных цен на бумажном носителе, разрешив хранить в электронном виде;

— упростить требования при оформлении накладной по отпуску запчастей, в частности, отменить требования, обязывающие указывать в накладной цель приобретения, номер разрешения на выпуск товара в свободное обращение, номер прейскуранта (в случае либерализации цен);

— сократить налог с продаж до 5%;

— отменить сбор на реализацию непродовольственных товаров (выручка/1000) из прибыли предприятия. Если нельзя его отменить, то хотя бы исключать при исчислении налога на прибыль (т. е. относить на затраты торгового предприятия) и учитывать при ценообразовании;

— если не удастся добиться свободного ценообразования на запчасти, используемые при ремонте а/м, то не мешало бы прописать, что стоимость запчастей, используемых при ремонте для юридических лиц, разрешается увеличить на республиканский сбор.

По мнению авторов инициативы, предпринятые меры при отмене ограничений в ценообразовании на запасные части позволят значительно поднять уровень доходов официально действующих сервисных станций при реализации и, соответственно, отчисления в бюджет в качестве налога на прибыль и НДС, поскольку 80% легальных продаж проходят через СТО (на сумму около 39,2 млн. USD). Если этим структурам дать возможность наценить товар на 25%, их дополнительный доход составит 9,8 млн. USD. В свою очередь бюджет пополнится за счет НДС и налога на прибыль, что дополнительно принесет казне 3,48 млн. USD.

Также нововведения, по предварительным расчетам, позволят увеличить легальный оборот запчастей с 20% до 80%. Это компенсирует недобор в бюджет по статьям, в которых предприниматели предлагают сделать им послабления, и привлечет дополнительные налоговые поступления в части НДС и налога на прибыль. Так, возможность прозрачной работы на условиях, предлагаемых БАА, поднимет количество работающих через СТО предпринимателей в 4 раза, а это принесет еще около 10,44 млн. USD казне.

Будет ли реализована выгодная всем заинтересованным в процессе сторонам схема, определится в ближайшем будущем. Идеи БАА были донесены до власть имущих, которые взяли время на размышление. Теперь от госструктур зависит, сумеем ли мы стать первыми среди соседних стран, которые решат проблему «серого» рынка запчастей (через теневые схемы в Украине реализуется товара на 1 млрд. USD — 2/3 всех продаж, в России «серый» рынок составляет около 70% — 2,5 млрд. USD).

Антон БОЙКО