$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Недвижимость

Требуется корректировка

07.09.2007

Утверждая систему государственных социальных стандартов по обслуживанию населения, правительство поручило республиканским органам госуправления изучить вопрос о целесообразности изменения законодательства в данной области и при необходимости внести в установленном порядке предложения по разработке соответствующих нормативных правовых актов.

Журналистам «ЭГ» при подготовке ответов на вопросы читателей по жилищным проблемам приходится консультироваться с сотрудниками министерств и ведомств, специалистами, аудиторами и т. д. В ходе таких встреч неизбежно затрагиваются «узкие» места, связанные с реализацией прав граждан на жилище. Остановимся лишь на нескольких из них.

Так, многие нормы утвержденных ранее Примерного устава жилищно-строительного кооператива, Положения о молодежном жилищном комплексе, Положения о жилищно-строительных коллективах индивидуальных застройщиков и др. не только не соответствуют реалиям сегодняшнего дня, но даже противоречат актам действующего жилищного законодательства. Например, согласно ст. 111 Жилищного кодекса члену организации граждан-застройщиков (к которым относятся ЖСК, ЖК, МЖК, КИЗ) предоставляется жилое помещение в соответствии с суммой его паевого взноса и иных взносов, а также нормой общей площади жилого помещения, предусмотренной уставом организации граждан-застройщиков. В то же время Примерным уставом жилищно-строительного кооператива (утв. постановлением Совета Министров БССР от 15.11.1984 № 400) предусмотрено, что квартира члену кооператива предоставляется в размере от 8 до 15 кв. м жилой площади на одного человека.

Как видим, данные нормы не согласуются даже с нормативами площади жилых помещений, используемыми при расчете размеров льготного кредита и субсидии, предоставляемых при строительстве квартиры в ЖСК.

ОТМЕТИМ, что в действующем Жилищном кодексе (ЖК) регулированию вопросов, связанных с организацией и осуществлением деятельности организаций граждан-застройщиков, уделено значительное место (статьи 107-115). Согласно ст. 128 ЖК предусмотрена даже подготовка специального закона об организациях граждан-застройщиков. Однако, учитывая то, что было принято решение о принятии новой редакции ЖК, указанный закон не разрабатывался, по этой причине не пересматривался и Примерный устав ЖСК.

Можно не сомневаться, что в перспективе такие формы строительства жилья (имеются в виду организации граждан-застройщиков) окажутся весьма востребованными. В условиях, когда жилье в значительных объемах строится за счет средств граждан (пусть даже и с использованием льготных кредитов и субсидий) и сразу после заселения оформляется в их собственность, должен быть иной подход и к установлению нормативов общей площади строящегося жилья.

Причем совсем не обязательно, чтобы нормы общей площади, используемые при определении размеров субсидии или льготного кредита, полагающихся данной семье при строительстве жилья, применялись и при определении максимального размера строящегося жилого помещения. Этот размер может зависеть от ряда конкретных факторов: состава и возраста членов семьи, их финансового и материального положения, состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. В то же время общий размер строящегося жилого помещения должен быть все-таки ограничен максимально допустимой нормой общей площади на одного члена семьи исходя из необходимости соблюдения принципов социальной справедливости и с учетом того, что такое жилье строится с государственной поддержкой.

Данный тип жилья в принципе можно было бы отнести к одной из разновидностей «социального жилья», хотя оно и не заселяется на условиях договора найма, а строится за счет собственных средств граждан и средств господдержки. Ведь граждане, проживающие в таком жилье (построенном, например, с использованием льготного кредита), ограничены в свободе распоряжения им на определенный период — до погашения льготного кредита и в течение трех лет после этого. Ограничены должны быть и максимальные площади таких жилых помещений.

МОЖНО отметить также неурегулированность вопроса государственной поддержки в виде льготных кредитов и безвозмездных субсидий при строительстве жилого помещения, общая площадь которого менее нормируемого размера (т. е. менее 20 кв. м на одного члена семьи, в сельских населенных пунктах — 30 кв. м), при условии добровольного волеизъявления застройщика и членов его семьи на снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такая необходимость возникает при подходе очереди на получение господдержки у граждан, финансовые возможности которых ограничены (среди них немало проживающих в общежитиях и на частных квартирах).

ПО МНЕНИЮ специалистов Минюста, жилищное законодательство не содержит буквальной нормы, устанавливающей взаимосвязь между предоставлением гражданам льготного кредита на строительство жилого помещения и обязательным улучшением жилищных условий в рамках статьи 43 ЖК. Нет в законодательстве и прямого запрета на строительство жилых помещений с использованием льготного кредита по нормативу общей площади менее 20 кв. м на одного человека. Отсутствует также и правовая норма об одноразовости предоставления гражданам льготных кредитов на строительство жилья.

Для решения данного вопроса постановлением Совета Министров от 14.03.2006 № 343 (им утвержден план мероприятий по обеспечению поэтапного решения социально значимых проблем населения) дано поручение Минстройархитектуры, Минфину, Минэкономики, АСБ «Беларусбанк» с участием облисполкомов и Минского горисполкома подготовить в установленном порядке предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты, предусматривающие возможность предоставления гражданам права на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения с использованием господдержки общей площадью менее установленного норматива при условии добровольного волеизъявления застройщика и членов его семьи на снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Причем в последующем данная семья может получить право постановки на такой учет только в случае изменения ее численного состава по отношению к тому, с каким она улучшала жилищные условия с использованием государственной поддержки (льготного кредита и (или) субсидии). По нашим данным, соответствующие предложения уже подготовлены и находятся на рассмотрении республиканских органов.

Что же касается строительства частного жилья в стране, осуществляемого только за счет собственных средств граждан без господдержки (субсидии и льготные кредиты), то здесь размер строящихся жилых помещений и другие параметры не должны ограничиваться так, как это делается при строительстве социального жилья. Ведь согласно ст. 214 Гражданского кодекса «количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются…».

Вместе с тем размер таких жилых помещений в многоквартирных жилых домах все же должен быть, как говорится, в разумных пределах, а архитектурно-планировочные и конструктивные решения должны соответствовать требованиям строительных норм и правил. Последние, в частности, не предусматривают размещения в жилых квартирах бассейнов, саун, каминных залов и других атрибутов «нового образа жизни».

И ЕЩЕ ОДИН важный аспект — должны строго соблюдаться требования ст. 272 Гражданского кодекса и ст. 8 Жилищного кодекса о том, что жилые помещения предназначаются для проживания граждан. Использование их не по назначению не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций и их подразделений возможно только после перевода этих помещений в нежилые в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Есть, конечно же, много и других особенностей в жилищной сфере, не рассмотренных в данной публикации, но требующих регулирования через нормативы и стандарты (проживание в сельской местности, в шахтерских поселениях, в загрязненных радионуклидами районах и многое другое). В целом система социальных стандартов по обслуживанию населения в жилищной сфере может быть развита и дополнена как при принятии новой редакции Жилищного кодекса, так и при разработке иных подзаконных нормативных правовых актов.
 
Виктор СМОЛЯК