$

2.0793 руб.

2.3252 руб.

Р (100)

3.2206 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Недвижимость

Требуется корректировка

07.09.2007

Утверждая систему государственных социальных стандартов по обслуживанию населения, правительство поручило республиканским органам госуправления изучить вопрос о целесообразности изменения законодательства в данной области и при необходимости внести в установленном порядке предложения по разработке соответствующих нормативных правовых актов.

Журналистам «ЭГ» при подготовке ответов на вопросы читателей по жилищным проблемам приходится консультироваться с сотрудниками министерств и ведомств, специалистами, аудиторами и т. д. В ходе таких встреч неизбежно затрагиваются «узкие» места, связанные с реализацией прав граждан на жилище. Остановимся лишь на нескольких из них.

Так, многие нормы утвержденных ранее Примерного устава жилищно-строительного кооператива, Положения о молодежном жилищном комплексе, Положения о жилищно-строительных коллективах индивидуальных застройщиков и др. не только не соответствуют реалиям сегодняшнего дня, но даже противоречат актам действующего жилищного законодательства. Например, согласно ст. 111 Жилищного кодекса члену организации граждан-застройщиков (к которым относятся ЖСК, ЖК, МЖК, КИЗ) предоставляется жилое помещение в соответствии с суммой его паевого взноса и иных взносов, а также нормой общей площади жилого помещения, предусмотренной уставом организации граждан-застройщиков. В то же время Примерным уставом жилищно-строительного кооператива (утв. постановлением Совета Министров БССР от 15.11.1984 № 400) предусмотрено, что квартира члену кооператива предоставляется в размере от 8 до 15 кв. м жилой площади на одного человека.

Как видим, данные нормы не согласуются даже с нормативами площади жилых помещений, используемыми при расчете размеров льготного кредита и субсидии, предоставляемых при строительстве квартиры в ЖСК.

ОТМЕТИМ, что в действующем Жилищном кодексе (ЖК) регулированию вопросов, связанных с организацией и осуществлением деятельности организаций граждан-застройщиков, уделено значительное место (статьи 107-115). Согласно ст. 128 ЖК предусмотрена даже подготовка специального закона об организациях граждан-застройщиков. Однако, учитывая то, что было принято решение о принятии новой редакции ЖК, указанный закон не разрабатывался, по этой причине не пересматривался и Примерный устав ЖСК.

Можно не сомневаться, что в перспективе такие формы строительства жилья (имеются в виду организации граждан-застройщиков) окажутся весьма востребованными. В условиях, когда жилье в значительных объемах строится за счет средств граждан (пусть даже и с использованием льготных кредитов и субсидий) и сразу после заселения оформляется в их собственность, должен быть иной подход и к установлению нормативов общей площади строящегося жилья.

Причем совсем не обязательно, чтобы нормы общей площади, используемые при определении размеров субсидии или льготного кредита, полагающихся данной семье при строительстве жилья, применялись и при определении максимального размера строящегося жилого помещения. Этот размер может зависеть от ряда конкретных факторов: состава и возраста членов семьи, их финансового и материального положения, состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. В то же время общий размер строящегося жилого помещения должен быть все-таки ограничен максимально допустимой нормой общей площади на одного члена семьи исходя из необходимости соблюдения принципов социальной справедливости и с учетом того, что такое жилье строится с государственной поддержкой.

Данный тип жилья в принципе можно было бы отнести к одной из разновидностей «социального жилья», хотя оно и не заселяется на условиях договора найма, а строится за счет собственных средств граждан и средств господдержки. Ведь граждане, проживающие в таком жилье (построенном, например, с использованием льготного кредита), ограничены в свободе распоряжения им на определенный период — до погашения льготного кредита и в течение трех лет после этого. Ограничены должны быть и максимальные площади таких жилых помещений.

МОЖНО отметить также неурегулированность вопроса государственной поддержки в виде льготных кредитов и безвозмездных субсидий при строительстве жилого помещения, общая площадь которого менее нормируемого размера (т. е. менее 20 кв. м на одного члена семьи, в сельских населенных пунктах — 30 кв. м), при условии добровольного волеизъявления застройщика и членов его семьи на снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такая необходимость возникает при подходе очереди на получение господдержки у граждан, финансовые возможности которых ограничены (среди них немало проживающих в общежитиях и на частных квартирах).

ПО МНЕНИЮ специалистов Минюста, жилищное законодательство не содержит буквальной нормы, устанавливающей взаимосвязь между предоставлением гражданам льготного кредита на строительство жилого помещения и обязательным улучшением жилищных условий в рамках статьи 43 ЖК. Нет в законодательстве и прямого запрета на строительство жилых помещений с использованием льготного кредита по нормативу общей площади менее 20 кв. м на одного человека. Отсутствует также и правовая норма об одноразовости предоставления гражданам льготных кредитов на строительство жилья.

Для решения данного вопроса постановлением Совета Министров от 14.03.2006 № 343 (им утвержден план мероприятий по обеспечению поэтапного решения социально значимых проблем населения) дано поручение Минстройархитектуры, Минфину, Минэкономики, АСБ «Беларусбанк» с участием облисполкомов и Минского горисполкома подготовить в установленном порядке предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты, предусматривающие возможность предоставления гражданам права на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения с использованием господдержки общей площадью менее установленного норматива при условии добровольного волеизъявления застройщика и членов его семьи на снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Причем в последующем данная семья может получить право постановки на такой учет только в случае изменения ее численного состава по отношению к тому, с каким она улучшала жилищные условия с использованием государственной поддержки (льготного кредита и (или) субсидии). По нашим данным, соответствующие предложения уже подготовлены и находятся на рассмотрении республиканских органов.

Что же касается строительства частного жилья в стране, осуществляемого только за счет собственных средств граждан без господдержки (субсидии и льготные кредиты), то здесь размер строящихся жилых помещений и другие параметры не должны ограничиваться так, как это делается при строительстве социального жилья. Ведь согласно ст. 214 Гражданского кодекса «количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются…».

Вместе с тем размер таких жилых помещений в многоквартирных жилых домах все же должен быть, как говорится, в разумных пределах, а архитектурно-планировочные и конструктивные решения должны соответствовать требованиям строительных норм и правил. Последние, в частности, не предусматривают размещения в жилых квартирах бассейнов, саун, каминных залов и других атрибутов «нового образа жизни».

И ЕЩЕ ОДИН важный аспект — должны строго соблюдаться требования ст. 272 Гражданского кодекса и ст. 8 Жилищного кодекса о том, что жилые помещения предназначаются для проживания граждан. Использование их не по назначению не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций и их подразделений возможно только после перевода этих помещений в нежилые в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Есть, конечно же, много и других особенностей в жилищной сфере, не рассмотренных в данной публикации, но требующих регулирования через нормативы и стандарты (проживание в сельской местности, в шахтерских поселениях, в загрязненных радионуклидами районах и многое другое). В целом система социальных стандартов по обслуживанию населения в жилищной сфере может быть развита и дополнена как при принятии новой редакции Жилищного кодекса, так и при разработке иных подзаконных нормативных правовых актов.
 
Виктор СМОЛЯК

Менеджмент: список рубрик
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы