$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Транспорт

Требуется класс Евро-6

09.08.2016

Белорусские автоперевозчики добиваются освобождения от НДС и снижения утилизационного сбора, чтобы упростить импорт новой современной техники. Эти меры могли бы повысить конкурентоспособность отечественных компаний на международном рынке.

Данные предложения собраны в подготовленном Минтрансом проекте указа Президента «О некоторых мерах по развитию международных автомобильных перевозок». Заметим, что экспорт грузовых автотранспортных услуг имеет важное значение для экономики страны. Например, по итогам января–мая т.г. он составил 356,8 млн. USD, что на 5,4% больше, чем за 5 месяцев 2015 г. (14,4% общего объема экспорта услуг), тогда как импорт таких услуг сократился на 0,7%, до 136,9 млн. USD.

В последнее время из-за спада или замедления темпов роста экономики в основных грузообразующих странах, взаимных санкций России и ЕС наблюдается снижение грузопотоков. Одновременно в регионе ужесточается конкуренция транспортных компаний. Грузовиков с белорусскими номерами на международных автотрассах в 3 раза меньше, чем российских, украинских и литовских, и в 17 раз – чем польских. Одна из причин такого отставания – техническое оснащение наших предприятий.

К сожалению, обновлению их автопарка мешали многие факторы. Это дороговизна заемных ресурсов, введение утилизационного сбора, госпошлины за выдачу разрешения на допуск к дорожному движению. Дефицит оборотных средств и падение прибыли не позволяют приобретать новые автомобили. В результате при минимально необходимом уровне ежегодного обновления транспортных средств в 10–15% в реальности в последние 2 года получалось не более 2%. Доля новых автомобилей (до 3 лет с момента выпуска) снизилась с 42% в 2013 г. до 13% в настоящее время.

Заградительные таможенные пошлины, дополнительные сборы и прочие ограничения приводят к потере нашими перевозчиками конкурентоспособности, вытеснению их с рынка и сокращению объемов экспорта. В Минтрансе полагают, что необходимо срочно создать благоприятные условия для обновления автопарка отечественных перевозчиков. Им требуются транспортные средства экологического класса Евро-6 и выше. Это позволит Беларуси увеличить количество многосторонних разрешений ЕКМТ, ежегодно выдаваемых странам-участникам квоты ЕКМТ Международным транспортным форумом, что снизит зависимость по «дефицитным» направлениям перевозок. Кроме того, существенно снизятся расходы транспортных компаний на оплату проезда по зарубежным платным дорогам, поскольку ее размер зависит от экологического класса автомобиля.

По такому пути уже давно идут наши конкуренты. Если в Беларуси имеется только 0,5% автомобилей класса Евро-6 в автопарке, то в Литве их доля выросла уже до 11%, Польше – до 14%. Чтобы сократить этот разрыв, авторы проекта указа предлагают изменить условия ввоза транспортных средств класса Евро-6, тем более что у нас подобная техника не производится. В частности, планируется освободить импортеров от НДС, взимаемого при ввозе резидентами в республику автомобилей класса Евро-6 и выше, с момента выпуска которых прошло не более одного года, установить для них понижающий коэффициент 0,3 к ставке утилизационного сбора. Эти меры позволят сократить расходы на приобретение новой техники примерно на 28%, что существенно улучшит инвестиционные возможности белорусских автотранспортных компаний и укрепит их положение на рынке грузоперевозок.

С другой стороны, принятие указа станет признанием изъянов политики импортозамещения. В текущей пятилетке в Беларуси планируется освоить в холдинге «Минский моторный завод» производство новых поколений 3-х, 4-х и 6-ти цилиндровых дизельных двигателей экологического класса Евро-5 и Евро-6, а также класса Stage 4 с топливоподающей системой с электронным управлением. Это должно позволить увеличить за 5 лет долю автомобилей (в т.ч. автобусов) МАЗ, оснащенных двигателем, соответствующим классу Евро-5 и Евро-6, в общем объеме производства с 8% до 73,3%. Ждать, пока это произойдет, белорусские автоперевозчики не могут, поскольку такая техника нужна уже сейчас. Но не столкнуться ли автомобилестроители с проблемами сбыта, если отечественный рынок окажется насыщенным зарубежными машинами?

Автор публикации: Иван МИХАЛЕВИЧ