$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Образование

ТРЕБУЕТСЯ ДВОЙНАЯ ЗАЩИТА

15.07.2011

На мой взгляд, государство может получить немалые деньги за счет подготовки иностранных специалистов, а также кандидатов и докторов наук. Обучение в белорусских вузах качественное и сравнительно недорогое, и, что очень важно, — в стране практически отсутствуют проявления расовой и национальной нетерпимости. Думаю, к нам охотно поедет молодежь из Средней Азии, которая неплохо знает русский язык. И со стороны вузов больших затрат не требуется: программы обучения отработаны, опытные преподаватели имеются.

Что же мешает увеличить набор иностранцев, допустим, в 10 раз?

Владимир ПОЛЕВИК, Гродненская обл.

Специалисты утверждают, что значительный экспортный потенциал отечественной системы образования используется не в полной мере. Так, удельный вес иностранцев в общей численности студентов наших вузов составляет 2,4%. По мнению зарубежных экспертов, оптимальной является доля в 10%. Примерно такой процент составляют иностранные студенты в вузах Франции и Германии, в Австралии — 15,5%, США — 4% (хотя во многих университетах этот процент значительно выше, например, в Калифорнийском — около 20%, Нью-Йоркском — 13%).

Наше правительство планирует в 2011–2015 гг. увеличить экспорт образовательных услуг в три раза. Правда, отдельные эксперты сомневаются в выполнении поставленной задачи. О некоторых проблемах, мешающих такому росту, «ЭГ» уже писала (см. № 17 за 4.03.2011 г., с. 24). Это прежде всего языковой барьер. Сегодня во многих государствах, которые 20 лет назад входили в состав СССР, русский язык изучается лишь факультативно. Преподавание же на английском требует учебно-методического сопровождения курса лекций, разработки учебных программ, подготовки преподавателей…

Затем — вопрос жилья. В университетах США, к примеру, предлагают на выбор три варианта: дают место в общежитии, помогают снять квартиру или селят в семьи. У нас, к сожалению, два последних подхода не практикуются. Возможно, государство со временем найдет пути решения жилищной проблемы для иностранных студентов.

А что касается подготовки кадров высшей научной квалификации, то, кроме вышеперечисленных, есть еще и другие препятствия. Так, в странах Евросоюза отсутствуют традиционные для нас понятия «кандидат наук» и «доктор наук», там применяется ученая степень PhD (от лат. Philosophiе Doctor). В России есть «доктор по профилю» и PhD. C этого года перешел на европейскую систему Казахстан.

Кроме того, в СНГ до сих пор не подписано соглашение о нострификации — взаимном признании документов о послевузовском образовании. Поэтому защита диссертации, допустим, в Беларуси или Украине, требует проведения повторной защиты на территории государства пребывания, что отбивает охоту получать послевузовское образование в нашей стране.

Отмечу, что у нас сегодня обучаются граждане России, Китая, стран Ближнего Востока и Азии. Около 20% из них учатся в медицинских университетах, в частности, на стоматологических факультетах. Далее по востребованности идут технические и математические специальности, международные отношения, иностранные языки и искусствоведение.

Мировой рынок образовательных услуг, по данным ряда экспертов, оценивается в 30–40 млрд. USD. Из них около 14 млрд. USD ежегодно получают за обучение иностранных студентов США, Великобритания — 5,7 млрд. фунтов стерлингов, Австралия — 3,6 млрд. USD, Россия — 70 млн. USD.

Владимир ЗДАНОВИЧ,

председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу