Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Требования к лицензированию должны быть оптимальными

Конституционный суд 20 февраля огласил Заключение по вопросу о конституционности утвержденных постановлением Совета Министров от 2003-10-20г. двух положений -- о лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности...
Конституционный суд 20 февраля огласил Заключение по вопросу о конституционности утвержденных постановлением Совета Министров от 2003-10-20г. двух положений -- о лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности. Производство по делу было инициировано Палатой представителей.

Были проанализированы Конституция, Закон "О здравоохранении" (далее -- Закон), Декрет Президента от 2003-07-14г. N 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее -- Декрет N 17), указанные положения, другие акты законодательства.

Как известно, в постановлении Совмина предусмотрены новые, более высокие требования для получения лицензии на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности. В частности, в качестве обязательного условия предусмотрено наличие у руководителя юридического лица (руководителя структурного подразделения), индивидуального предпринимателя первой или высшей квалификационной категории. По прежнему законодательству такие требования не предъявлялись. Поэтому возник вопрос о их правомерности, в т.ч. о том, насколько они соответствуют Закону. По мнению Палаты представителей, в указанных положениях предусмотрены дополнительные по сравнению с Законом требования к уровню подготовки медицинского персонала, что повлечет закрытие многих организаций здравоохранения, особенно первичного звена. Кстати, данные положения распространяют свое действие как на государственное, так и на частное здравоохранение.

Учитывая, что в ст.12 Закона и Декрете N 17 предусмотрено обязательное лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности, а также то, что ст.15 Закона и утвержденными Совмином положениями регулируются различные области отношений (в первом случае -- право на работу в качестве врача или провизора, а во втором -- вопросы создания субъектов хозяйствования, осуществляющих указанные виды деятельности), Конституционный суд (далее -- КС) признал, что постановление Совмина от 2003-10-20г. в этой части соответствует Конституции и может действовать на будущее время. В то же время КС подчеркнул, что при ограничении уже приобретенных прав особо следует учитывать принципы справедливости, соразмерности, максимального учета частных и публичных интересов. Только такой подход способствует формированию доверия граждан к государству. Поэтому, как следует из Заключения КС, Совмину и Минздраву с целью исключения ликвидации (приостановления деятельности) субъектов хозяйствования, которые занимались осуществлением медицинской или фармацевтической деятельности на основе лицензий, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством, следует обеспечить руководителям этих организаций здравоохранения (руководителям структурных подразделений), индивидуальным предпринимателям, привлеченным ими медицинским работникам прохождение аттестации для получения ими соответствующих квалификационных категорий с учетом стажа их работы и иных заслуживающих внимания обстоятельств в срок, достаточный после принятия настоящего Заключения для решения этих вопросов.

Для указанных лиц уполномоченные госорганы вправе смягчить требования, предусмотренные Положением о порядке присвоения квалификационных категорий медицинским и фармацевтическим работникам, утв. постановлением Минздрава от 1.07.2002г. N 45, в части присвоения квалификационных категорий вне установленной последовательности, с учетом стажа работы, уровня профессиональной подготовки и других обстоятельств, включая и факт создания ими субъектов хозяйствования, осуществлявших медицинскую или фармацевтическую деятельность на основании выданных ранее госорганами лицензий.