$

2.4826 руб.

2.9240 руб.

Р (100)

3.4226 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Проблемы и решения

Бизнес и государство: новый формат отношений

24.08.2021
Бизнес и государство: новый формат отношений
Иллюстрация: Peter Dazeley/Getty Images

19 августа Президент провел рабочую встречу с председателем Комитета госконтроля Василием Герасимовым и министром по налогам и сборам Сергеем Наливайко. Основными темами стали выстраивание отношений между бизнесом и государством и борьба с уклонением от уплаты налогов и платежей в ФСЗН. Глава государства обозначил требования к работе частного бизнеса и заверил, что добропорядочным налогоплательщикам бояться нечего.

 

Уплата налогов – дело святое

На первый взгляд, никаких новых требований к частному сектору не прозвучало. Озвучены основные принципы, в соответствии с которыми должны строиться отношения бизнеса и государства: «налоги платить, людей, которые у тебя работают, не обижать». Но при этом участники встречи четко обозначили необходимость увеличения ответственности частного бизнеса перед обществом и государством.

Так, одной из обсуждаемых тем стала борьба контролирующих органов с практиками применения особенностей налогового законодательства (например, особых режимов налогообложения) для минимизации платежей, подлежащих уплате в бюджет. По сути в последние годы мы наблюдаем изменение парадигмы деятельности контролирующих органов. С одной стороны, с 2015 по 2021 год количество проверок со стороны налоговых органов снизилось более чем в 8 раз. Как отметил Сергей Наливайко, если в 2015 г. было проведено более 50 тыс. проверок, то по итогам 2020 г. – чуть более 6 тыс.

В то же время контролеры стали чаще использовать корректирующие статьи налогового законодательства, которые дают проверяющим право пересчитать налоговую базу по хозяйственным операциям, основной целью которых будет признано уклонение или недоплата налогов. Одновременно поставлен вопрос о ревизии налогового законодательства в части применения особых и льготных режимов налогообложения с целью устранить возможность их использования субъектами хозяйствования для минимизации платежей, подлежащих перечислению в бюджет. Таким образом, либерализации налогового законодательства не случилось – контролирующие органы продолжают принимать меры, направленные на повышение собираемости налогов.

Намерения Главы государства и министров понятны. После того, как наша страна вошла в полосу дефицита госбюджета, перед правительством остро стоит вопрос о поддержании доходов бюджета на фоне роста государственных расходов. Несмотря на значительный размер дефицита бюджета, заложенный в уточненный план на 2021 год (–6 млрд руб.), результаты его исполнения по итогам 1-го полугодия выглядят неплохо: минус 1 млрд. Вместе с тем в ближайшие 3 года бюджет РБ с высокой вероятностью будет и дальше формироваться в условиях превышения расходов над доходами, а значит, крат­косрочная стабилизация не отменяет того факта, что стране нужны дополнительные источники дохода.

Однако время для активизации фискальных мер выбрано крайне неудачно. Ужесточение налогового законодательства (в виде применения корректирующих статей и доначисления налогов в результате перерасчета налоговой базы) и одновременная ревизия льготных режимов налогообложения могут нанести непоправимый ущерб стимулам, которые были заложены в НК в предыдущие годы. Данные, которые мы приводили в статье «Деловая активность замедляется» («ЭГ» № 62 за 17.08.2021) показывают, что в стране второе полугодие подряд наблюдается замедление деловой активности, и радикализация налогового законодательства отнюдь не добавит привлекательности предпринимательской деятельности. Упрощение порядка налогового администрирования и словесные гарантии защиты «законопослушных» предпринимателей выглядят недостаточной компенсацией на фоне вполне реальной угрозы пересмотра фискального законодательства, в результате которых многим плательщикам придется платить больше того, что они платили раньше.

Теперь любое применение льготных режимов налогообложения одновременно с основной деятельностью создает риск интерпретации хозяйственных операций как уклонение от уплаты налогов. Таким образом, «законопослушность» в новой трактовке означает не столько прямое следование букве закона, сколько уплату налогов по максимальным ставкам.

 

Богатые должны помогать бедным

Любопытно, что образцовым примером выстраивания отношений между бизнесом и государством Президент видит Китай, где правительство довольно жестко регулирует деятельность предпринимателей для построения «общества среднего достатка». На встрече А. Лукашенко в очередной раз напомнил о том, что еще до выборов жестко потребовал определить средний уровень заработной платы, меньше которого платить работникам нельзя. Частный бизнес, по мнению Главы государства, и вовсе должен платить чуть выше среднего, а те фирмы, которые отдают собственникам существенно больше, чем работникам, «никому не нужны».

Такие обвинения являются по сути перекладыванием ответственности за низкие темпы роста доходов населения на частный бизнес. При этом данные статистики свидетельствуют о том, что именно зарплаты в госсекторе отстают от средних значений по стране. Так, при средней начисленной зарплате за I квартал 2021 г. в размере 1321,6 руб. средняя зарплата частных предприятий с долей государства составила 1267,9 руб., государственных – 1203,2 руб., бюджетных – 1094,6 руб. Более того, именно частный сектор абсорбирует излишки рабочей силы, которые освобождаются в результате постепенного угасания госпредприятий (подробнее в статье «Малый бизнес должен стать основой новой экономической политики», «ЭГ» № 74 за 02.10.2020). Также не стоит забывать, что высокая рентабельность реализации, которую показывают предприятия частного сектора, обеспечивает финансовую устойчивость компаний в период высокой турбулентности и неопределенности, которую мы наблюдаем в настоящее время, а прибыль, получаемая собственниками бизнеса, позволяет не только «набивать карманы», но и является источником финансирования развития предприятий, например, приобретения основных средств.

Однако и здесь логику правительства можно понять. Фактически госсектор исчерпал возможности по повышению зарплат без привязки к производительности труда, и только от частных компаний зависит, как будут расти зарплаты в стране в ближайшие годы. Сохранение «серых» схем создает угрозу снижения поступлений в ФСЗН, из-за чего размер субвенций из бюджета придется поддерживать на высоком уровне, чтобы свести бюджет Фонда без дефицита.

В то же время государство в очередной раз решило пойти по пути принуждения, а не стимулирования и ввело уголовную ответственность за неуплату взносов в ФСЗН. Только за 2 первых месяца с момента применения данной нормы возбуждено 21 уголовное дело. При этом вариант пересмотра размера отчислений с целью стимулирования перехода предприятий на прозрачную оплату труда даже не рассматривается.

Актуальным остается нашумевшее требование о создании на предприятиях частной формы собственности профсоюзных организаций. Как мы писали ранее, в соответствии с действующим законодательством создание профсоюзных организаций является добровольным действием («Трипартизм по-белорусски. Нанимателей обяжут создавать профсоюзные ячейки?», «ЭГ» № 17 за 06.03.2020). При этом участие в создании профсоюзов ФПБ предполагает, что эти «добровольные» организации планируется подчинить данной государственной структуре. Подобную инициативу также следует рассматривать как ужесточение требований к бизнесу со стороны государства, предполагающую дополнительные расходы при отсутствии каких-либо выгод и социальных дивидендов.

 

Политика и бизнес – вещи разные

Отдельное внимание Президент уделил политической активности предпринимателей. Несмотря на то, что формального запрета на совмещение предпринимательской деятельности и политической активности нет, Глава государства заострил внимание на необходимость наличия «чистых помыслов» у бизнесменов, которые намереваются реализовать свои политические амбиции. «Это не значит, что бизнесменам, руководителям компаний запрещено идти во власть. Можно. Но для этого есть выборы. Идите, боритесь. Однако если ты где-то замазался, идешь в политику и еще рвешься к власти, тебя высветят и покажут, кто ты есть. Поэтому во власть надо идти с чистыми руками». Также А. Лукашенко преду­предил, что никакого преследования предпринимателей, проявивших свою политическую позицию, не будет. «Хоть и гадко себя повели некоторые ипэшники, айтишники и прочие, нельзя просто взять и за что-то их наказать. Не надо искать повод. Пусть работают по закону. Но если нарушил закон – пусть отвечает на всю катушку. Я хочу, чтобы бизнесмены меня услышали: никто с ними сводить счеты не будет. Кто-то ошибся, кто-то заблудился, кто-то неправильно что-то понял. Надо с ними объясниться». Таким образом, Глава государства исключил преследование бизнеса по политическим мотивам, однако по сути предупредил, что с тех предпринимателей, которые все-таки заходят пойти во власть, спрос будет самым жестким.

***

Содержание встречи можно охарактеризовать как предложение перезагрузки отношений бизнеса и государства. Предпринимателям предлагается политическая реабилитация и возможность осуществления дальнейшей деятельности при неукоснительном соблюдении действующего законодательства с учетом его ужесточения в части налоговых поступлений и иных перечислений в бюджет. На бизнес возлагается основная ответственность за рост зарплаты в стране и социальную поддержку наименее обеспеченных социальных групп белорусского общества. Себе же государство определяет роль регулятора и распределителя фондов, ориентируясь на модель КНР. При этом снижение деловой активности, которое наблюдается в РБ второе полугодие подряд, во внимание не принимается, так что дальнейшие перспективы осуществления предпринимательской деятельности в нашей стране остаются туманными.

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК


***
Макроэкономика: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное