$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ТРАТИТЬ ПОМЕНЬШЕ, КОНТРОЛИРОВАТЬ ПОЛУЧШЕ

08.06.2010

В субботу в южнокорейском городе Пусан прошла встреча министров финансов и глав центральных банков стран группы G20. Но единых мер по дальнейшему послекризисному развитию мировой экономики в итоговых документах саммита не появилось.

Накануне встречи главы финансовых ведомств крупнейших мировых государств в очередной раз выразили опасения относительно состояния мировой экономики и призвали утроить усилия для борьбы с европейским долговым кризисом. Мировой бизнес ждет от лидеров G20 реальных предложений, способных отогнать «призрак» второй волны кризиса.

Однако чудодейственных рецептов в Пусане не составляли. В совместном заявлении по итогам заседания министры финансов и главы центробанков государств G20 согласились с необходимостью сотрудничества по недопущению обвала рынков и стабилизации мировой экономики. Но документ не содержит принципиально новых предложений по противодействию последствиям экономического кризиса. «Неустойчивость мировых финансовых рынков напоминает нам, что определенные вызовы для (мировой экономики) остаются, и показывает важность международного сотрудничества», — говорится в заявлении. Кроме того, в документе отмечается, что G20 приветствует «определенные шаги» Евросоюза, Европейского центробанка и МВФ (не конкретизируя, что это за шаги и каковы могут быть их последствия). В заявлении декларируется, что финансовый сектор должен компенсировать затраты государства на наведение порядка в банковском секторе. В этой сфере должны быть выработаны общие принципы с учетом специфики отдельных стран. Однако участники саммита не пришли к единому мнению в отношении срока и масштаба мер по ужесточению требований к капиталу и ликвидности банков. Их предполагается согласовать к ноябрю, когда пройдет саммит G20 в Сеуле. По данным Financial Times, новые требования к банкам (Базель-3) планировалось начать вводить в действие уже с конца 2012 г. Теперь же речь идет о 2014–2016 гг. По оценкам аналитиков UBS, обсуждаемые схемы могут потребовать от банков увеличения капитала в совокупности на 375 млрд. USD. Многие считают, что это приведет к ограничению масштабов кредитования, ухудшит ситуацию в экономике, а также негативно повлияет на конкурентные позиции банков ряда стран.

В заявлении отмечается, что мировая экономика продолжает восстанавливаться быстрее, чем ожидалось, однако темпы восстановления отличаются в отдельных странах. Кроме того, нынешние колебания на финансовых рынках напоминают, что серьезные вызовы еще сохраняются, что подчеркивает важность международного сотрудничества. Последние события показывают необходимость устойчивых государственных финансов, проведения странами G20 «вызывающих доверие, дружелюбных к экономическому росту мер, призванных обеспечить бюджетную устойчивость», говорится в коммюнике. А потому страны «двадцатки» призвали ускорить бюджетную консолидацию и приветствовали заявления отдельных стран о намерении сократить бюджетные дефициты уже в 2010 г. В коммюнике также говорится о необходимости ускорения структурных реформ, повышения внутреннего спроса при сохранении макроэкономической стабильности.

На предыдущих заседаниях G20 делала акцент на государственных мерах по стимулированию роста и необходимости продолжать скоординированную политику поддержки экономики, основанную на бюджетном финансировании. Так что у масштабной господдержки, привычной для Беларуси, в мире немало последователей. Правда, теперь же мнения о дальнейших путях обеспечения экономического роста разошлись. Так, европейцы, наученные горьким греческим опытом, считают, что необходимо умерить бюджетные расходы, а американцы рассчитывают на рост внутреннего потребления в странах, ориентированных на экспорт. Президент ЕЦБ Жан-Клод Трише заявил, что его организация не считает, что сокращение бюджетных дефицитов в Европе может негативно отозваться на послекризисном росте. Наоборот, эта мера повысит уверенность финансового сектора, подвергающегося давлению долгового кризиса, отметил г-н Трише, но это необходимо только старым индустриальным экономикам. В свою очередь, глава Минфина США Тимоти Гайтнер уверен, что «для более устойчивого послекризисного роста необходим более сильный внутренний спрос в Японии и странах Европы с положительным сальдо торгового баланса». Он также отметил, что пока внутренние расходы в этих экономиках значительно ниже, чем необходимо. С ним согласен глава МВФ Доминик Стросс-Кан. По расчетам МВФ, меры по экономии средств в Европе сократят рост глобального ВВП на 2,5%. «Меры по стимулированию экономики, предпринятые за последние два года, должны оставаться в силе», — сказал Стросс-Кан.

Самым интересным в заявлениях лидеров мировых финансовых систем является их стремление переложить бремя на других. Так, глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке отметил, что рост мировой экономики в дальнейшем будет все больше зависеть от прогресса развивающихся стран, поскольку их доля в глобальной торговой и финансовой системах растет. Именно развивающиеся рынки, по мнению главы ФРС, должны сыграть решающую роль в устранении мировых дисбалансов в торговле и движении капитала. Таким образом, страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), а также некоторые другие (возможно, и Беларусь) должны компенсировать ростом своих экономик стагнацию регионов, именуемых развитыми.

Что же, за процентами роста дело не станет. К примеру, Кыргызстан после возобновления работы на полную мощность золоторудного предприятия «Кумтор» в одночасье обеспечил себе в январе–апреле 2010 г. рост ВВП на 11,3% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., выбившись в лидеры по этому показателю среди стран СНГ, опередив Армению, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Беларусь. И средний рост ВВП стран содружества 3,5% куда выше, чем скромные 0,2–0,6% еврозоны. Осталось столь же уверено опередить ЕС по показателям, характеризующим уровень жизни...

Леонид ФРИДКИН