Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №6 (2503) от 25.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.6187
EUR:
2.9575
RUB:
3.3342
Золото:
154.55
Серебро:
1.99
Платина:
85.96
Палладий:
183.04
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Тратить будем по Указу

Президент Беларуси А.Лукашенко 9 июня подписал Указ № 380 "О некоторых вопросах правового регулирования определения состава затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли". Этот документ существенно меняет нормативную базу налогового учета...
Президент Беларуси А.Лукашенко 9 июня подписал Указ № 380 "О некоторых вопросах правового регулирования определения состава затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли". Этот документ существенно меняет нормативную базу налогового учета.

Затраты в Указе определены как стоимостная оценка использованных в процессе производства и реализации продукции, товаров (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете. Казалось бы, последнее уточнение к формулировке, имевшейся и в ст. 3 Закона "О налогах на доходы и прибыль", необязательно - Закон "О бухгалтерском учете и отчетности" требует отражать в бухучете все хозяйственные операции, а ст.22 Налогового кодекса обязывает плательщиков вести учет расходов. Среди новшеств - определение отраслевых особенностей состава затрат. Ранее согласно ст.3 Закона такие особенности должны были устанавливаться в порядке, определенном главой государства. Теперь в Указе оговаривается, что особенности состава затрат в отдельных отраслях экономики или связанных с осуществлением отдельных видов экономической деятельности не носят индивидуального характера и представляют собой обусловленную спецификой технологического процесса производства и реализации продукции, товаров (работ, услуг) детализацию состава затрат, установленного подп. 1.2 Указа: материальные затраты, затраты на оплату труда, затраты на амортизацию основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности, прочие затраты, учитываемые при налогообложении. Для банковской деятельности особенности состава затрат будут утверждаться Президентом, для отраслей экономики или видов экономической деятельности - правительством.

Еще вчера при определении затрат для налоговых целей, бухгалтеры обходились той же ст. 3 Закона и главой 12 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, новая редакция которой вступила в силу чуть более 3 месяцев назад (далее - Инструкция). Новый Перечень расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, включаемых в состав затрат, приложенный к Указу, во многом совпадает с существовавшим до сих пор. Однако имеются и некоторые различия. Например, до сих пор в состав материальных затрат включались расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых (оказываемых) организациями или индивидуальными предпринимателями. Теперь по этой статье можно будет учитывать и расходы на выполнение этих работ (оказание услуг) обособленными подразделениями организации.

Изменится порядок отнесения на затраты стоимости инструментов, приспособлений, спецодежды и прочих предметов в составе оборотных средств. Стоимость такого имущества согласно подп. 1.3 Перечня включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере передачи (ввода) его в эксплуатацию. Таким образом, организациям, у которых учетной политикой предусмотрен иной порядок списания, придется вносить корректировки.

Значительно подробнее, чем в Законе и Инструкции, детализированы в Перечне затраты на оплату труда. Их перечисление практически совпадает с содержанием подп.2.7.1 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость. Зато затраты на подготовку и освоение производства раскрыты гораздо скромнее.

Есть изменения и в элементе "Прочие затраты". Так, ранее нормы расходов на информационные, консультационные услуги, рекламу, маркетинг, обучение, представительские расходы устанавливались Совмином. Теперь такие нормы должны быть установлены Президентом РБ, а расходы на обязательный аудит и содержание служб ведомственного контроля - в порядке, определенном главой государства. Отдельные нормы будут установлены Президентом на проведение аудита организациями, осуществляющими ведомственный контроль.

Подпункт 36.9 Инструкции разрешал относить на затраты компенсацию за износ использованных для нужд предприятия личных транспортных средств. Теперь подп.5.18 Перечня разрешает компенсацию в соответствии с законодательством только за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок.

В числе расходов, установленных Перечнем, нет стоимости тендерной документации. Вместо этого в числе прочих названы расходы, связанные с организацией торгов и участием в торгах. А вот расходы по созданию резервов предстоящих расходов не упоминаются вообще, не считая отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков и (или) на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.

Отметим, что оплата управленческих услуг, в т.ч. бухгалтерских, оказываемых организации иными юрлицами и (или) предпринимателями, может согласно подп. 5.29 Перечня включаться в расходы в тех случаях, когда штатным расписанием не предусмотрены соответствующие функциональные службы, а не должности, как указано в подп. 36.19 Инструкции. Данная норма теперь полностью совпадает в налоговом и бухгалтерском учетах (подп.2.2.10.9 Основных положений по составу затрат).

Зато отдельной статьей затрат стали проценты, уплаченные по простым и переводным векселям (их копиям и экземплярам переводного векселя), выданным организацией  при их оплате (подп.5.8 Перечня). Интересно, что подп.5.6 Перечня разрешает относить на затраты только проценты, уплаченные по полученным займам и кредитам. Надо так понимать, что метод начисления в данном случае применяться не будет. Отметим также, что п.5.30 Перечня допускает относить на затраты плату за факторинговые услуги, оказанные только банками. Платежи небанковским кредитно-финансовым организациям (если таковые кто-либо найдет) здесь не учитываются. Данный подпункт разрешает включать в затраты и плату операции по учету векселей - также только банкам.

Расходы на командировки будут учитываться в соответствии с нормами, установленными в порядке, определенном Трудовым кодексом, который, заметим, это нормирование поручал Правительству или уполномоченному им органу (ст.95 ТК). И до сих пор Минфин, в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 18.10.1994  №126 с этой задачей как-то справлялся.

Интересно, что в подп.5.34., где говорится о расходах на содержание работников аппарата управления организации и ее обособленных подразделений, упоминается материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, но не уточняется, как в подп. 36.24.1. Инструкции,  что эта статья включает затраты на содержание служебного легкового автотранспорта и компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в соответствии с законодательством. Впрочем, это не означает, что все начальство пересадят на общественный транспорт.

К прочим подп.5.45 Перечня относит и расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские и опытно-технологические работы. Их результат, степень завершенности и возможность применения не оговариваются, что может привести к расхождениям в бухгалтерском и налоговом учете НИОКР.

Ранее Законом и Инструкцией был установлен закрытый список материальных затрат, а перечень "прочих" завершался таинственной статьей "иные затраты", которые могли учитываться при налогообложении прибыли в соответствии с налоговым законодательством.  В Перечне, утвержденном Указом №380 допускается возможность существования иных материальных и прочих затрат и расходов на оплату труда, определенных Президентом РБ и (или) законом. Кроме того, Указ предусматривает включение по решению Президента в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, дополнительных видов расходов, в т.ч. не связанных с производством и реализацией.

В заключение отметим, что Указ вступает в силу с 1 июня 2006 г. При этом в течение 3 месяцев со дня его официального опубликования правительству предстоит обеспечить приведение в соответствие с ним актов законодательства и принять иные меры по реализации данного Указа. Налогоплательщикам отсрочка не положена...