$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Транзитная поставка: всегда ли покупатель – грузополучатель?

12.01.2007

Как известно, при таких поставках товар (продукция, груз, товарно-материальные ценности) (далее — товар) невыдается покупателю, тоесть лицу, состоящему вдоговорных отношениях споставщиком (далее — грузоотправитель). Здесь право наполучение товара приобретает третье лицо, неимеющее договора сгрузоотправителем, нокоторое, всвою очередь, заключило договор спокупателем напокупку этих товаров упоследнего, иявляющееся, так сказать, «покупателем покупателя» (далее — получатель). Заметим, что такие ситуации возможны ипри других видах сделок (например, лизинг, комиссия), покоторым товар получает лицо, неявляющееся стороной подоговору сгрузоотправителем.

Предположим, что существовала бы государственная статистическая отчетность поколичеству отправок товаров иответственность запредоставление недостоверных данных поней. Если признать правильной первую точку зрения, тополучилось бы, что сторонники второй рекомендуют субъектам хозяйствования резко занижать количество отправок (поскольку оформляется лишь одна накладная всвязи содной доставкой товаров отгрузоотправителя кполучателю (грузополучателю). Инаоборот, при оформлении двух накладных количество отправок было бы необоснованно завышено.

При этом нельзя непризнать, что сторонники первой точки зрения, вотличие отсторонников второй, немогут сослаться накакие-либо законодательные акты, алишь определенным образом интерпретируют нормативно-правовые акты Минфина, касающиеся правил осуществления бухгалтерского учета.

Понашему мнению, ответ навозникший вопрос следует искать взаконодательных актах, регулирующих гражданско-правовые отношения, поскольку вподавляющем большинстве случаев хозяйственные операции, подлежащие отражению вбухгалтерском учете, являются следствием реализации гражданско-правовых отношений (исполнения сделок), регулируемых Гражданским кодексом идругими законодательными актами. Применительно кнашему случаю — вчастности, Законом «Обавтомобильном транспорте иавтомобильных перевозках» от21.07.2001 №50-З (c изменениями идополнениями, далее — Закон), вкотором дано прямое определение понятия «грузополучатель»: юридическое или физическое лицо, уполномоченное наполучение груза наосновании договора автомобильной перевозки груза или наиных законных основаниях. Правила заполнения строки «Грузополучатель» всилу известной Инструкции Минфина принципиально неизменяют данное вЗаконе определение названного лица, поскольку всоответствующей строке записывается наименование иадрес организации, производящей получение (оприходование) товарно-материальных ценностей.

Указанное вЗаконе означает, что втех случаях, когда покупатель товаров неявляется их получателем (всилу договора, если последним определена их доставка третьему лицу, или всилу законодательства, например, доставка предмета лизинга поставщиком непосредственно лизингополучателю, если договором неопределено иное), унего (покупателя) отсутствует право навладение предметом договора. Иначе говоря, нельзя владеть товаром, который находится удругого лица назаконном основании. Араз так, тоиневозможно оприходовать и(или) списать товары, которые непоступили кпокупателю. Подобного рода призывы способны деформировать бухгалтерский учет идезориентировать лиц, его осуществляющих. Пагубность их реализации можно показать, задав лишь несколько вопросов.

Если допустить, что встроке «Грузополучатель» вкачестве грузополучателя должен быть указан покупатель, тонебезынтересно понять, кто вкачестве его материально ответственного лица, фактически неполучив товары вобладание, рискнет поставить свою подпись встроке «Принял получатель»? Асучетом того, что стороны отношений — поставщик, являющийся грузоотправителем, покупатель иполучатель — могут располагаться, например, вразных населенных пунктах идалеко неблизлежащих, хотелось бы знать также когда игде это должно произойти? Для решения такой задачи уполномоченное лицо покупателя должно прибыть впункт погрузки (кпоставщику) или разгрузки (кполучателю) лишь для подписания накладных, нофактически недля получения (сдачи) товаров. Учитывая количество транзитных перемещений товаров повсем видам сделок, такой алгоритм действий трудно признать уместным.

Еще более очевидным становится ошибочность соответствующего утверждения, если рассмотреть ситуацию, когда товары выдаются представителю получателя наосновании доверенности последнего. Вусловиях, когда товарно-материальные ценности принимаются кперевозке лицом подоверенности грузополучателя, принимающий груз должен расписаться заего получение встроке «Груз получил». Кто же игде распишется отимени покупателя вТТН-1 икто при этом будет указан вкачестве грузополучателя?

Акак понимать рекомендации соответствующих авторов, если учесть, что согласно разъяснению Минфина от15.07.2004 №15-9/338 «Опорядке применения товарно-транспортных накладных итоварных накладных» врамках оперативного учета «упокупателей … производятся записи вжурнале учета поступающих грузов (выдел. автором), который ведется отделом материально-технического снабжения или складом». Как осуществить такие записи при неполучении товаров? Как быть контролирующим органам, выявившим, что оприходованные, азатем списанные покупателем товары, например, незарегистрированы ссоответствующим автотранспортным средством натранспортной проходной покупателя? Впрочем, как им быть, они решат сами согласно законодательству.

Вернувшись кназванному разъяснению Минфина, согласно которому соответствующие «… накладные … используются для отпуска поставщиком иприемки покупателем товарно-материальных ценностей … ислужат основанием для списания товарно-материальных ценностей уодного юридического лица — поставщика (грузоотправителя) иоприходования их удругого юридического лица — покупателя (грузополучателя) ….», следует признать, что оно учитывает лишь ситуацию, когда покупатель иполучатель товаров совпадают водном лице.

Представляется целесообразным, чтобы Министерство финансов — разработчик инструкций инакладных, оприменении изаполнении которых при определенных обстоятельствах ведутся нешуточные споры, обобщило иразъяснило бы соссылками назаконодательство возникающие усубъектов хозяйствования вопросы, связанные спорядком оформления ТТН-1 иТН-2 вслучаях транзитных отгрузок, тоесть тех, при которых покупатель или другая сторона подоговору слицом, являющемся грузоотправителем, неосуществляет приемку груза вовладение, алишь участвует врасчетах.

Перед этим предлагаю провести вредакции газеты «круглый стол» сучастием авторов, занимающих противоположные позиции врассматриваемом вопросе, атакже представителей Минфина иМинтранса.

Роман ЗИЛЬБЕРГЛЕЙТ, юрист


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях