$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ТРАНЗИТ НЕ ТЕРПИТ ТУПИКОВ

17.08.2007

Иностранное ООО «Логистический центр «Прилесье» зарегистрировано на прошлой неделе в качестве резидента СЭЗ «Минск». Предприятие со 100-процентным иранским капиталом намерено расположиться на 19 км трассы Брест-Москва и к 2013 г. возвести на 66 га земли современный торгово-логистический центр. Возможно, он станет первым таким объектом, на строительстве которых намерено в ближайшее время сосредоточиться правительство.

Через 2-3 года в Беларуси должны начать действовать торгово-логистические центры, распорядился в ходе заседания правительства его глава Сергей Сидорский. По словам премьер-министра, это даст возможность наращивать экспорт, создавать добавленную стоимость и новые рабочие места. «Наша республика как транзитная страна должна максимально использовать свое географическое положение. Транзитные грузы, проходящие через Беларусь, нужно обрабатывать у нас», — цитирует распоряжение С.Сидорского пресс-служба правительства.

Премьер-министр привел в пример активно работающие логистические центры в других странах. «В любом случае груз, идущий из Гамбурга, обрабатывается на подмосковном складе. Наши соседи в Польше также имеют такие объекты на своей территории. В результате деньги по транспортировке грузов и их обработке остаются в этих государствах», — сказал С.Сидорский.

Главным исполнителем этого распоряжения должно стать государственное объединение «Белресурсы», распорядился премьер-министр. Программу его развития, собственно говоря, и рассматривало правительство. По мнению премьер-министра, объединение, используя свои торговые базы, также могло бы «эффективнее выполнять функции государственного заказчика по закупке ресурсов, необходимых для экономики страны».

Тема создания торгово-логистических центров не совсем новая. Такие планы имеются в Комплексной программе обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006-2010 гг. Распоряжение развивать это направление уже звучало из уст премьер-министра в этом году в ходе его встречи с экономическими советниками белорусских дипмиссий за рубежом. Тогда-то ученые БелНИИТ «Транстехника» и НАН получили задание к концу октября подготовить программу развития транспортно-логистической системы Беларуси.

Концепция этого документа была подготовлена раньше, пояснили «ЭГ» разработчики. По их словам, создание логистических центров, сориентированных на обеспечение торговых предприятий — это лишь небольшая часть целой транспортно-логистической системы, которая должна быть создана в республике. По предварительной оценке, на их долю придется порядка 25-30% объектов системы. Основная ее часть (50%) будет работать с транзитными грузами. Планируется, что еще 25% мощности логистических центров будут задействованы на нужды тех отечественных экспортеров, которые продают за рубеж свою продукцию не составами и танкерами, а гораздо меньшими партиями. Разработчики программы полагают, что всего на внешнеэкономическом направлении должно работать порядка 20 транспортно-логистических центров. Пока решено, что они должны появиться в каждом областном городе.

Создание транспортно-логистических центров — мероприятие очень дорогостоящее, поясняют специалисты. Оно предусматривает высокий уровень автоматизации, мощное техническое оснащение, большие склады, развитую инфраструктуру. Современный логистический центр, как правило, занимает порядка 100 га земли. Необходимый объем инвестиций оценивается из расчета 2 млн. EUR на 1 га. Такие объемы отечественные инвесторы «не потянут», пришли к выводу разработчики. Поэтому предлагается привлечь к их созданию иностранных инвесторов. Тем более, что желающие уже есть. Помимо уже зарегистрированной в СЭЗ иранской компании, о своем желании строить в нашей стране транспортно-логистичесчкие центры заявили Бельгийские железные дороги, Итальянские железные дороги. Имеются предложения и от российских компаний. В ближайшее время на конкурсной основе будут рассмотрены инвестиционные предложения на строительство логистического центра в районе Национального аэропорта. О своем желании занять место в системе уже заявила одна отечественная компания. Это — предприятие Государственного таможенного комитета «Белтаможсервис». Они намерены создать в стране сеть складов временного хранения. По оценке государственных экспертов, такие склады нужны, поскольку не все предприятия способны сразу растаможить большой объем груза.

По словам государственных экспертов, потенциальные иностранные инвесторы считают проекты по созданию транспортно-логистических центров в нашей стране выгодными. Белорусская же сторона намерена при рассмотрении отдавать предпочтение тем компаниям, у которых уже имеется сеть таких центров в других странах. Это рассматривается как гарантия загруженности возведенных терминалов. Специалисты поясняют, что проблема не столько в том, чтобы его построить, сколько в том, чтобы вмонтировать в уже имеющиеся транспортные схемы. Амбиции у нашей страны по «перехвату» перемещающихся грузов большие. «Мы хотим подхватить не только те грузы, которые идут на Россию, но и потоки на Среднюю Азию, Китай. «Вписаться» в транспортный коридор «Север-Юг». Нас интересует Ближний Восток. Мы хотим и скандинавские товары «перехватить» на наши терминалы, чтобы шли к нам, а не морским путем», — пояснил «ЭГ» один из разработчиков программы развития транспортно-логистической системы.

Кстати, при реализации вышеописанных намерений может осуществиться и некогда обещанный нашим рыночным торговцам проект с китайским самолетом, который обеспечит тамошним товаром (из числа наиболее качественного) не только белорусскую торговлю, но и российскую, и даже европейскую.

Идея максимального использования транзитных возможностей нашей страны, а с ней и развитие сферы услуг принимается «на ура» всеми экспертами. Как государственными, так и негосударственными. Экономисты давно говорят о том, что добавленная стоимость в сфере услуг существенно выше.

Однако опасения относительно реализуемости столь широкомасштабной идеи имеются. Даже у самих разработчиков. Программа будет содержать целый раздел по совершенствованию законодательства. Многие из пунктов станут предметом жарких баталий, предполагают специалисты уже сегодня. Например, вопрос стоимости земли. Пока предлагается рассчитывать ее по одной методике, что для пахотных земель, что для промышленных. Однако, по мнению экспертов, та земля, на которой 20 лет приземляются самолеты, не может стоить столько же, сколько та, на которой растет рожь.

Государственные эксперты говорят о том, что белорусская таможенная служба, некогда полмира распугавшая масштабами конфискации, поняла свои ошибки и понимает, что «нельзя конфисковывать автомобиль только потому, что водитель везет два блока сигарет». Большие надежды возлагаются на реализацию норм Указа Президента от 16.07.2007 № 320 «О реализации принципа свободы транзита в Республике Беларусь», недавно вступивший в силу Таможенный кодекс. Однако отечественные участники ВЭД пока имеют много нареканий на скорость прохождения таможенных процедур, их характер.

Тормозом для реализации новых транзитных проектов могут стать и общеэкономические условия, ведь даже иностранный инвестор, работая на территории нашего государства должен работать в соответствии с действующим в стране законодательством. Та высокая степень вмешательства государства, к которой отечественные субъекты уже привыкли, может стать обременительной для иностранного инвестора и несовместимой с хозяйственной деятельностью.

Неприятной неожиданностью для частного собственника может стать и осознание своей второсортности по отношению к госпредприятиям, принятое в нашей стране (даже на уровне главы государства недавно прозвучало, что государственные заказы должны идти в государственные типографии).

Существует и еще одно опасение. «ЭГ» стало известно о том, что уже есть поручение правительства рассмотреть возможность создания национальной транспортно-логистической компании по аналогии с Белорусской калийной компанией. Пока она рассматривается. В случае ее появления судьба всех остальных проектов может оказаться под большим вопросом.

Валентина ВЕШТОРТ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях