$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ТРАНЗИТ И ЛОГИСТИКА ПО-ЕВРАЗИЙСКИ©

03.10.2014

Транзитная привлекательность начинается с границы. Для того чтобы Беларусь стала страной, комфортной для целей транзита и логистики, следует руководствоваться принципами мира логистики: безопасность (исключение потери груза), надежность и доверие в партнерских отношениях, скорость и приемлемая цена услуг. При этом не следует забывать, что «клиент всегда прав». Государство при участии бизнеса должно обеспечить выполнение этих условий. Такое мнение высказал председатель Ассоциации таможенных представителей (АТП) Андрей ГАЙШУН, рассказывая о проблемах и перспективах транзитной и логистической привлекательности нашей страны на 5-й Международной научно-практической конференции «От Таможенного союза к Евразийскому экономическому союзу: современность и перспективы».

Однако представления о развитии этих процессов у органов власти и представителей бизнеса сильно отличаются. Зачастую и сами чиновники с позиций узковедомственных интересов не могут найти между собой общего языка. Беларусь имеет замечательное геополитическое расположение, отличные дороги, достаточное количество автозаправочных станций, стоянок для транспорта и логистических центров, а главное — безопасность. И хотя вопросы развитой инфраструктуры полностью решены, на границах по-прежнему сохраняются очереди.

Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года практически выполнена. Однако, утверждает А.Гайшун, анализ официальных отчетов показывает, что на практике наблюдаются «логистические перекосы». Например, уже введены в эксплуатацию логистические центры общей площадью 290 тыс. м2, оказывающие услуги белорусским производителям. Но такие крупные предприятия, как «МАЗ», «БелАЗ», «Химволокно», Гродненский БМЗ и т.п. имеют собственные логистические подразделения и транспорт, поэтому эти центры им не нужны. Получается, что мы обманываем сами себя.

Что касается эффективности, то в одном из отчетов приводятся данные, согласно которым загрузка складских площадей транспортно-логистических центров Белтаможсервиса составляет от 65 до 96% в разных регионах. Склады забиты, но ведь основа логистики — в быстром и дешевом продвижении товаров от производителя к потребителю. Не работает такая логистическая схема. По отчетам Минторга, доход логистических центров за 2013 г. составил 456,4 млн. USD. Вопрос в том, как заработаны эти деньги: благодаря внутренней логистике или услугам, оказанным логистическими операторами по обработке грузов, и прежде всего — транзитных. Еще одна проблема видится в том, что общая площадь запланированного строительства до 2016 г. складских помещений составляет 600 тыс. м2, в т.ч. объем заявленных инвестиций в эту отрасль ожидается в размере более 900 млн. USD, но непонятно, каким образом будут использоваться эти комплексы. Ведь многие предприятия рассчитывали на размещение там пунктов таможенного оформления, а страна просто не нуждается в таком количестве этих пунктов. Выход здесь видится один — перепрофилирование бизнеса.

По мнению председателя АТП, рынок таможенных услуг в Беларуси практически сформировался, игроки определены, присутствует жесткая конкуренция, а цены значительно ниже, чем в России, что для нашей страны невыгодно. Белорусские таможенные представители рассчитывают на увеличение объема оказываемых услуг за счет обслуживания потока российских транзитных грузов.

Для того чтобы улучшить транзитную и логистическую привлекательность страны, нужно дебюрократизировать ряд процедур и прежде всего упростить документооборот при оказании услуг логистическими операторами. Предлагается определить для логистического центра возможность принятия товара на хранение с правом ведения аналитического учета в разрезе количества наименований без учета стоимостных показателей, ТТН и ТН исключить из бланков строгой отчетности, разработать соответствующие формы первичных документов, позволяющих логистическим операторам перемещение товарно-материальных ценностей между складами на территории Беларуси без оформления накладных, что сократит временные затраты плательщика.

Особое внимание нужно обратить на белорусских перевозчиков. По официальным данным, общий объем оказанных ими транспортно-экспедиционных и транспортно-логистических услуг за 2013 г. составил около 2 млрд. USD, из которых по договорам с нерезидентами — 1,2 млрд. USD. Государство должно лоббировать интересы перевозчиков, по мнению эксперта, усилий одного Минтранса здесь мало. Также необходимо исключить необоснованную конфискацию грузов, минимизировать очереди, приглашать для изучения мирового опыта ведущих зарубежных специалистов и, наконец, консолидировать позиции государства и бизнеса.

Кстати, А.Гайшун выразил сожаление по поводу низкой активности бизнес-сообщества: организации республики, бизнес-ассоциации и иные субъекты хозяйствования должны более активно включаться в рассмотрение и обсуждение разрабатываемых проектов, высказывать свои мнения и предложения. Это позволит упредить избыточность устанавливаемых требований и процедур, сложности при их практическом применении, учесть интересы всех заинтересованных сторон.

Татьяна АБРАМОВИЧ