$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Транзит белорусско-литовский

12.01.2010

Давние исторические, этнические и культурные традиции связывают Беларусь и Литву. Не утрачены они и сегодня. О состоянии и перспективах экономического сотрудничества наших стран рассказывает атташе по экономическим вопросам посольства Литвы в Минске Эдвинас КАМИНСКАС.

— Господин Каминскас, что влияет сегодня на динамику внешней торговли наших стран?

— Сокращение поставок товаров из Беларуси обусловлено рядом объективных факторов и прежде всего — падением цен на мировом рынке на топливно-сырьевые ресурсы, которые доминируют в структуре вашего экспорта в страны ЕС. К тому же в кризис повсеместно сократились производство и покупательная способность населения. Литва здесь не исключение. Потери литовских экспортеров в Беларуси меньше, но они есть. И здесь одна из главных причин — жесткая политика импортозамещения, не первый год проводимая вашим правительством. Заграничные товары, без которых как-то можно обойтись, просто отсеиваются. Но думаю, в скором будущем, с завершением кризиса, объемы товарооборота опять пойдут вверх.

— Порты Балтийского моря конкурируют за белорусские грузы, особенно за перевалку калийных удобрений. Какие условия предлагает Литва, чтобы белорусский транзит проходил через ее территорию и полнее были задействованы мощности Клайпедского порта?

— С 2008 г. между ГПО «Беларуськалий» и Клайпедским государственным морским портом действует долгосрочный контракт на поставку калийных удобрений в объеме 3 млн. т в год, который предполагает льготную портовую тарифную политику. Но в 2009 г. экспорт «Беларуськалия» через Клайпеду намечался в пределах 2,2 млн. т. В частности, с минувшего лета здесь отгружаются 675 тыс. т минеральных удобрений в Индию. Поэтому Lietuvos gelezinkeliai (Литовские железные дороги) снизили в прошлом году тарифы на доставку технической соли и калийных удобрений из Беларуси в Клайпедский порт до трети от прежней стоимости.

Тарифы на перевозку в порт белорусской древесины были снижены на 52%, мазута из Новополоцка по маршруту Кяна-Клайпеда — на 65%, а потом еще на 10%. Такая льготная политика будет проводиться и впредь. Так, Белорусская нефтяная компания и ОАО «Нафтан» уже заключили с портом долгосрочные контракты. В начале декабря минувшего года генеральный директор «Беларуськалия» Валерий Кириенко и министр сообщений Литвы Элигиюс Масюлис договорились об увеличении в 2010 г. экспорта белорусских калийных удобрений через Клайпедский порт в 1,6 раза, до 3,6 млн. т. В связи с этим Lietuvos gelezinkeliai предлагает «Беларуськалию» подписать долгосрочный договор, по которому тариф будет тем ниже, чем больше грузов перевозится.

— А как вы оцениваете возможности транзитной кооперации Беларуси и Литвы в отношениях с другими государствами?

— Уже не один год маршруту Клайпеда-Минск-Ильичевск-Одесса и обратно курсирует комбинированный поезд «Викинг», доставляющий кратчайшим путем автопоезда и контейнеры с грузами в крупнейшие порты Балтийского и Черного морей. Недавно «Викинг» награжден интермодальной ассоциацией Европы в номинации «Лучший продукт интермодального транспортного проекта». Это подтверждает, что Беларусь, Литва и Украина способны плодотворно работать вместе на мировом уровне, развивая региональное сотрудничество.

Выделю также договор по расширению международного транспортного коридора «Балтийское море – Черное море», вступивший в силу 1.05.2009 г. Он способствует модернизации так называемого «9-го коридора» — Вильнюс-Минск-Киев-Одесса. Этот проект уже заинтересовал и Турцию.

В мае 2009 г. в ЕС принята декларация по «Южному коридору», предусматривающая более тесное сотрудничество ЕС и государств бассейна Черного моря в транспорте и энергетике. Без Беларуси в этом проекте не обойтись. А значит, предыдущие совместные проекты выходят на европейский уровень.

— Как-то наш разговор склоняется в южную сторону. Но есть, наверно, и другие направления?

— В октябре в ходе проведенной по инициативе Литвы в Вильнюсе первой встречи министров транспорта Европы и Азии представители 35 стран приняли декларацию, которая закрепляет начало континентального диалога в транспортной сфере. А министры транспорта Литвы, Беларуси и Китая подписали трехстороннюю декларацию по сотрудничеству в развитии транспортного коридора «Восток-Запад».

Литва и другие европейские страны приветствуют присоединение Беларуси и к проекту по развитию транзитной артерии Восток-Запад II. В нем, помимо наших государств, участвуют Германия, Дания, Россия и Швеция. В перспективе этот транспортный коридор станет главным торговым путем между ЕС, Беларусью, Россией, Центральной Азией и Дальним Востоком.

Литва и Беларусь также полноправно участвуют в учреждаемом сейчас транспортно-логистическом партнерстве в рамках Северного измерения. Реализация этого проекта позволяет взаимовыгодно усовершенствовать транспортные коридоры между ЕС, Исландией, Беларусью, Норвегией и Россией.

В ходе масштабного международного сотрудничества Беларуси и Литве важно и в дальнейшем сохранить границу между собой как образец добрососедства и партнерства. Особо важное значение имеет модернизация таможни, внедрение электронного декларирования перемещаемых товаров, упрощение пересечения границы. Это — основа конкурентоспособности наших перевозчиков, полномасштабного использования всех возможностей, которые предоставляет инициатива ЕС «Восточное партнерство».

— Беларусь, Казахстан и Россия объединились в Таможенный союз. Повлияет ли его создание на белорусско-литовские торгово-экономические отношения?

— Давайте подождем с выводами до тех пор, пока союз проявит себя на практике. В любом случае факт нашего географического соседства это не изменит. А значит, взаимовыгодное сотрудничество Беларуси и Литвы продолжится.

— В какой мере оно касается литовских инвесторов?

— В Беларуси уже работают около 300 предприятий с литовским капиталом. Чтобы их стало больше, Беларуси, на мой взгляд, необходимо быстрее вступать в ВТО и следовать ее нормам. Это будет весомым стимулом и для инвестиций.

Отмечу, что Литва поддерживает стремление Беларуси стать членом ВТО. По собственному опыту мы знаем, что только так можно сегодня гарантировать стабильную торгово-экономическую среду и усилить привлекательность страны для зарубежного капитала.

Беседовал Николай ТОЛСТИК