Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №36 (2533) от 20.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5043
EUR:
2.6212
RUB:
3.9928
Золото:
146.98
Серебро:
1.74
Платина:
74.8
Палладий:
160.23
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Транспорт могут конфисковать

за нарушение правил ввоза нефтепродуктов...
за нарушение правил ввоза нефтепродуктов

С 16 ноября значительно вырастут штрафы за нарушение условий ввоза в страну и требований к транспортировке и хранению нефтяного жидкого топлива. Кроме того, при повторных нарушениях возможна конфискация автотранспортного средства, используемого для перевозки. Такие нормы, заложенные в Декрете от 2005-07-12 г. № 9, недавно поддержаны Палатой представителей и на прошлой неделе уже внесены в первом чтении в Кодекс об административных правонарушениях.

Заместитель министра по налогам и сборам Василий Каменко, представлявший законопроекты на пленарном заседании, отметил, что торговля нефтью и нефтепродуктами всегда привлекала внимание дельцов теневого бизнеса. Во-первых, они умело используют разницу в цене на топливо в России и Беларуси и отсутствие таможенной границы между двумя странами. Во-вторых, нефтепродукты отнесены к подакцизной группе товаров, и повышенная налоговая нагрузка, закладываемая в их цену, позволяет извлекать сверхдоходы за счет неуплаты налогов.

По словам В. Каменко, до недавнего времени эти товары обеспечивали "теневикам" быструю и безопасную наживу. С принятием Декрета от 4.10.2002г. № 25 "О дополнительных мерах по борьбе с незаконным обращением автомобильного бензина и дизельного топлива" в стране сложился удобный и недорогой механизм контроля за импортом российских нефтепродуктов. Любой импортер должен был обратиться в свою налоговую инспекцию, заявить о количестве топлива, которое он намеревается ввезти, внести денежный залог, равный сумме причитающихся к уплате акцизов, и получить на руки контрольный знак.

Об эффективности такого механизма, считает В. Каменко, говорит рост поступлений в бюджет. Если до 2003 г. от импортированного автомобильного топлива в госказну ежегодно поступало примерно 3454 млн.руб. акцизов, то позже эта сумма выросла и составила в 2003 г. 6447 млн., в 2004 г. - 5844 млн., за первое полугодие текущего года - 4381 млн. руб.

Однако правоохранительные органы стали фиксировать ввоз в страну бензина и дизтоплива под видом топлива печного и судового (которые под действие Декрета № 25 не подпадали), получили распространение и другие фальсификации. Только в 2004 г. налоговики выявили 309 нарушителей, у которых изъяли 378,4 тыс. литров незаконно ввозимого автомобильного и дизельного топлива.

Поэтому появился Декрет № 9 "О дополнительных мерах по борьбе с незаконным обращением нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь", который вступает в силу с  16 ноября этого года и распространяет свое действие на все виды нефтяного топлива. Причем контроль за ввозом топлива охватывает весь транспорт - автомобильный, железнодорожный, трубопроводный (ранее - только автомобильный).

В соответствии с этим документом ужесточены меры ответственности. Если по Декрету № 25 у юридического лица или индивидуального предпринимателя в случае нарушений конфискуется незаконно ввозимое топливо, то сейчас предусмотрен еще и административный штраф в размере от 100 до 200 базовых величин. А при повторном нарушении изымается и топливо, и используемое для перевозки автотранспортное средство (независимо от того, кому оно принадлежит), а также применяется повышенный штраф от 200 до 300 БВ.

Изменяются санкции и для физических лиц. Так, за нарушение ими требований к перевозке по территории Беларуси нефтяного жидкого топлива (автомобильный бензин, дизельное и бытовое топливо всех марок) суммы штрафов увеличиваются до 100 БВ с конфискацией незаконно ввозимого топлива (сейчас - до 50 БВ, конфискация топлива не предусматривается), а при повторном нарушении в течение года штраф составляет от 100 до 200 БВ с изъятием ввозимого топлива.

Эти нормы Декрета № 9 на прошлой неделе обсуждались Палатой представителей уже в виде дополнений и изменений в Кодекс об административных правонарушениях (в первом чтении).

Почему потребовалось введение столь жестких норм? Депутат Галина Мазуркевич высказала опасение, что под карающий меч налоговиков могут попасть белорусские граждане, путешествующие на собственном транспорте и захватившие с собой "на всякий пожарный случай" небольшой запас бензина. Согласно справке, озвученной В. Каменко, физическим лицам разрешается ввозить на территорию РБ 100 литров топлива "сверх количества, находящегося в серийно установленных организацией-изготовителем топливных баках транспортных средств, используемых для их перевозки". Этого, по мнению замминистра, вполне достаточно для страховки на случай непредвиденных обстоятельств. Проблема же, по его словам, в том, что люди "везут в оборудованных специальными тайниками микроавтобусах намного больше", речь идет о тоннах.

Прозвучала в ходе обсуждения законопроекта также тревога по поводу вывоза более дешевого топлива из нашей страны в Польшу и Украину.

Депутаты согласились с необходимостью принятия поправок в Кодекс, но считают необходимым доработать норму, согласно которой за нарушение физическими лицами требований, предъявляемых к перевозке нефтяного жидкого топлива по территории РБ, может быть наложен штраф до 100 БВ (с конфискацией топлива). Если формально подходить к этой формулировке, подчеркнули они, то человека можно оштрафовать на огромную сумму, например, лишь за перевозку 20 литров бензина в пластмассовой таре.