$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Транспорт. Евразийская колея на Шелковом пути©

13.10.2015

У отечественных железнодорожников и автоперевозчиков есть виды на экономический пояс Шелкового пути. Во время Белорусской транспортной недели они поделились своими ожиданиями и проблемами.

Через Беларусь пролегают два железнодорожных маршрута для транспортировки грузов из Европы в Азию и обратно. Это северо-южное направление — коридор № IX протяженностью 489 км и западно-восточное — коридор № II (609 км). Второй маршрут в соединении с Транссибирской магистралью образует кратчайший и экономически наиболее оптимальный путь транспортировки грузов в направлении Китая, сообщил на заседании рабочей группы «Транспорт, логистика, таможенное дело» при представительстве немецкой экономики в Беларуси начальник отдела службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности БЖД Николай Губский.

Этот маршрут достаточно популярен. Здесь перевозки осуществляют 8 контейнерных поездов. Из них 4 формируют либо принимают железнодорожники Германии, 2 — Польши и по одному — Испании и Литвы. В их числе и 2 фирменных контейнерных поезда, формируемых в Германии автомобильными компаниями BMW и Ford по маршрутам Лейпциг — Шэньян и Дуйсбург — Чунцин соответственно. По данным немецкого экспедитора DB Schenker, являющегося основным организатором таких грузоперевозок, эти поезда, следуя транзитом через Польшу, Беларусь, Россию и Казахстан, находятся в пути 17–20 дней, что в 2 раза быстрее морских грузоперевозок.

По нашей железной дороге в прошлом году было перевезено транзитом 38,8 тыс. контейнеров ДФЭ (в 20-футовом эквиваленте), что в 3 раза больше, чем в 2013 г. Доля таких поездов в общем объеме контейнерных перевозок составила 21%. В т.г., по прогнозу БЖД, рост грузового транзита европейских и китайских товаров сохранится, хотя более скромный: на 12% — до 43 тыс. ДФЭ.

Белорусские железнодорожники стараются придерживаться мировой тенденции контейнеризации перевозок грузов, в т.ч. участвуя в международных проектах. Так, совместно с российскими и немецкими коллегами ими была оптимизирована доставка из ЕC автокомплектующих концерна Volkswagen на сборочные предприятия в России. При этом для повышения привлекательности своих услуг БЖД внедрила новые технологии и технические приспособления в Брестском железнодорожном узле, где грузы перегружаются из вагонов европейской колеи 1435 мм в евразийские 1520-милиметровые и обратно. За 8 месяцев т.г. через этот узел в сообщении Восток — Запад — Восток перемещено 2 млн. т транзитных грузов. Однако это существенно ниже его перегрузочной способности, составляющей 700 вагонов в сутки.

Всего в январе–августе 2015 г. транзит грузов по БЖД составил 25,6 млн. т грузов, или 30% всех грузовых железнодорожных перевозок. В настоящее время отечественные железнодорожники готовят проект организации собственного маршрута в Китай, который, как предполагается, будет отправляться из Минска. Выбор столицы в качестве отправного пункта объясняется наличием здесь крупного транспортно-логистического центра с терминалом в Колядичах. Его функциональные возможности позволяют обрабатывать крупнотоннажные контейнеры, тяжеловесные и тарно-штучные грузы. Проект рассчитан на доставку технологического оборудования из Китая для индустриального парка «Великий камень» и последующего обратного экспорта произведенных в нем товаров.

Идея экономического пояса Шелкового пути активно обсуждается и автоперевозчиками. Однако прямое сообщение между Беларусью и Китаем пока невозможно. Оно есть у КНР лишь с сопредельными государствами — Казахстаном, Кыргызстаном и Россией (с последней, правда, через единственный пункт пропуска на Дальнем Востоке), сообщил начальник управления таможенного транзита и законодательства Ассоциации БАМАП Михаил Козлов.

Ситуация может измениться, когда Китая присоединится к международной Конвенции МДП 1975 г., облегчающей прохождение таможенных процедур в государствах транзита, что потребует от КНР изменения внешней политики в сфере автотранспорта. В I полугодии т.г. с использованием книжек МДП по территории нашей страны грузовым автотранспортом разных стран было осуществлено 279 тыс. транзитных рейсов, что составляет 67% от их общего количества. Активно используют эту международную систему белорусские транспортные компании и индивидуальные предприниматели с общим автопарком, оцениваемым приблизительно в 12 тыс. автомобилей.

Впрочем, перспектива открытия китайского рынка автогрузоперевозок не гарантирует нам допуска на него. Многое здесь зависит от позиции транзитных стран-партнеров по ЕАЭС — России, Казахстана и Кыргызстана. Хотя в Договоре о ЕАЭС декларируется политика либерализации рынка автотранспортных услуг, в реальности никто не спешит ликвидировать имеющиеся барьеры. Если в 2014 г. наши перевозчики осуществили по территории Беларуси 131,7 тыс. транзитных рейсов, то в 2015 г. согласно прогнозу их будет на 10% меньше. Казахстан и Кыргызстан сохраняют разрешительную систему, которая препятствуют въезду на их территорию белорусских автоперевозчиков с грузом третьих стран.

Еще один барьер возник и на территории России, хотя в соответствии с Договором о ЕАЭС здесь никаких разрешений требоваться не должно. Однако в феврале вступил в силу Федеральный закон от 24.11.2014 № 362-ФЗ, которым внесены изменения в закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок». Этот документ фактически возобновил на российской границе повторный транспортный контроль. Нашим автоперевозчикам приходится предъявлять в ближайшем к границе РФ стационарном или передвижном контрольном пункте соответствующее разрешение на перевозку товара для проставления отметки о въезде/выезде транспортного средства на/с ее территорию либо сдавать учетный талон при следовании перевозчика транзитом через Беларусь. При этом штрафы за неисполнение таких требований составляют от 25 до 200 тыс. RUB.

Иван МИХАЛЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях