$

2.0225 руб.

2.2624 руб.

Р (100)

3.2039 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Актуально

Транспорт. Евразийская колея на Шелковом пути©

13.10.2015

У отечественных железнодорожников и автоперевозчиков есть виды на экономический пояс Шелкового пути. Во время Белорусской транспортной недели они поделились своими ожиданиями и проблемами.

Через Беларусь пролегают два железнодорожных маршрута для транспортировки грузов из Европы в Азию и обратно. Это северо-южное направление — коридор № IX протяженностью 489 км и западно-восточное — коридор № II (609 км). Второй маршрут в соединении с Транссибирской магистралью образует кратчайший и экономически наиболее оптимальный путь транспортировки грузов в направлении Китая, сообщил на заседании рабочей группы «Транспорт, логистика, таможенное дело» при представительстве немецкой экономики в Беларуси начальник отдела службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности БЖД Николай Губский.

Этот маршрут достаточно популярен. Здесь перевозки осуществляют 8 контейнерных поездов. Из них 4 формируют либо принимают железнодорожники Германии, 2 — Польши и по одному — Испании и Литвы. В их числе и 2 фирменных контейнерных поезда, формируемых в Германии автомобильными компаниями BMW и Ford по маршрутам Лейпциг — Шэньян и Дуйсбург — Чунцин соответственно. По данным немецкого экспедитора DB Schenker, являющегося основным организатором таких грузоперевозок, эти поезда, следуя транзитом через Польшу, Беларусь, Россию и Казахстан, находятся в пути 17–20 дней, что в 2 раза быстрее морских грузоперевозок.

По нашей железной дороге в прошлом году было перевезено транзитом 38,8 тыс. контейнеров ДФЭ (в 20-футовом эквиваленте), что в 3 раза больше, чем в 2013 г. Доля таких поездов в общем объеме контейнерных перевозок составила 21%. В т.г., по прогнозу БЖД, рост грузового транзита европейских и китайских товаров сохранится, хотя более скромный: на 12% — до 43 тыс. ДФЭ.

Белорусские железнодорожники стараются придерживаться мировой тенденции контейнеризации перевозок грузов, в т.ч. участвуя в международных проектах. Так, совместно с российскими и немецкими коллегами ими была оптимизирована доставка из ЕC автокомплектующих концерна Volkswagen на сборочные предприятия в России. При этом для повышения привлекательности своих услуг БЖД внедрила новые технологии и технические приспособления в Брестском железнодорожном узле, где грузы перегружаются из вагонов европейской колеи 1435 мм в евразийские 1520-милиметровые и обратно. За 8 месяцев т.г. через этот узел в сообщении Восток — Запад — Восток перемещено 2 млн. т транзитных грузов. Однако это существенно ниже его перегрузочной способности, составляющей 700 вагонов в сутки.

Всего в январе–августе 2015 г. транзит грузов по БЖД составил 25,6 млн. т грузов, или 30% всех грузовых железнодорожных перевозок. В настоящее время отечественные железнодорожники готовят проект организации собственного маршрута в Китай, который, как предполагается, будет отправляться из Минска. Выбор столицы в качестве отправного пункта объясняется наличием здесь крупного транспортно-логистического центра с терминалом в Колядичах. Его функциональные возможности позволяют обрабатывать крупнотоннажные контейнеры, тяжеловесные и тарно-штучные грузы. Проект рассчитан на доставку технологического оборудования из Китая для индустриального парка «Великий камень» и последующего обратного экспорта произведенных в нем товаров.

Идея экономического пояса Шелкового пути активно обсуждается и автоперевозчиками. Однако прямое сообщение между Беларусью и Китаем пока невозможно. Оно есть у КНР лишь с сопредельными государствами — Казахстаном, Кыргызстаном и Россией (с последней, правда, через единственный пункт пропуска на Дальнем Востоке), сообщил начальник управления таможенного транзита и законодательства Ассоциации БАМАП Михаил Козлов.

Ситуация может измениться, когда Китая присоединится к международной Конвенции МДП 1975 г., облегчающей прохождение таможенных процедур в государствах транзита, что потребует от КНР изменения внешней политики в сфере автотранспорта. В I полугодии т.г. с использованием книжек МДП по территории нашей страны грузовым автотранспортом разных стран было осуществлено 279 тыс. транзитных рейсов, что составляет 67% от их общего количества. Активно используют эту международную систему белорусские транспортные компании и индивидуальные предприниматели с общим автопарком, оцениваемым приблизительно в 12 тыс. автомобилей.

Впрочем, перспектива открытия китайского рынка автогрузоперевозок не гарантирует нам допуска на него. Многое здесь зависит от позиции транзитных стран-партнеров по ЕАЭС — России, Казахстана и Кыргызстана. Хотя в Договоре о ЕАЭС декларируется политика либерализации рынка автотранспортных услуг, в реальности никто не спешит ликвидировать имеющиеся барьеры. Если в 2014 г. наши перевозчики осуществили по территории Беларуси 131,7 тыс. транзитных рейсов, то в 2015 г. согласно прогнозу их будет на 10% меньше. Казахстан и Кыргызстан сохраняют разрешительную систему, которая препятствуют въезду на их территорию белорусских автоперевозчиков с грузом третьих стран.

Еще один барьер возник и на территории России, хотя в соответствии с Договором о ЕАЭС здесь никаких разрешений требоваться не должно. Однако в феврале вступил в силу Федеральный закон от 24.11.2014 № 362-ФЗ, которым внесены изменения в закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок». Этот документ фактически возобновил на российской границе повторный транспортный контроль. Нашим автоперевозчикам приходится предъявлять в ближайшем к границе РФ стационарном или передвижном контрольном пункте соответствующее разрешение на перевозку товара для проставления отметки о въезде/выезде транспортного средства на/с ее территорию либо сдавать учетный талон при следовании перевозчика транзитом через Беларусь. При этом штрафы за неисполнение таких требований составляют от 25 до 200 тыс. RUB.

Иван МИХАЛЕВИЧ


Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы