Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №62(2559) от 19.08.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5705
EUR:
2.6088
RUB:
4.2522
Золото:
145.92
Серебро:
1.64
Платина:
76.45
Палладий:
178.59
Назад
Проблемы и решения
14.09.2004 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ в белорусской экономике: какие и сколько

В предпринимательской деятельности субъекты хозяйствования неизбежно сталкиваются с затратами на осуществление сделок - трансакционными издержками. При этом именно такие издержки в последнее время оказывают все большее воздействие на финансовые резул...
В предпринимательской деятельности субъекты хозяйствования неизбежно сталкиваются с затратами на осуществление сделок - трансакционными издержками. При этом именно такие издержки в последнее время оказывают все большее воздействие на финансовые результаты.

Выделяют следующие виды трансакционных издержек:

- доступа к ресурсам и правам собственности;

- поиска информации;

- ведения переговоров и заключения сделки;

- измерения качества предмета сделки;

- оппортунистического поведения (обусловлены намеренным искажением одной из сторон с целью получения незаконных материальных выгод информации о выполнении условий договора и нарушением их);

- спецификации и защиты прав собственности (расходы на формальное и неформальное улаживание конфликтов, судебные тяжбы, юридические и нотариальные услуги);

- осуществления расчетов (расходы на организацию платежей, комиссионные финансовым структурам за услуги).

ТРАНСАКЦИОННЫЕ издержки - весьма сложная категория: во-первых, часть из них не имеет прямого количественного выражения, во-вторых, увеличение числа сделок и участников рыночных соглашений вызывает рост названных издержек. Такие издержки можно классифицировать по критерию их влияния на финансовые результаты деятельности предприятия.

Первую группу составляют негативно отражающиеся на этих результатах издержки (доступа к ресурсам и правам собственности, оппортунистического поведения, спецификации и защиты прав собственности). Ко второй - отнесем издержки, необходимые для обеспечения ритмичного функционирования предприятия (поиска информации, проведения переговоров и заключения сделки, измерения качества предмета сделки, осуществления расчетов).

Преобладание в структуре трансакционных затрат издержек первой группы характеризует ограничения, накладываемые на развитие бизнеса, вторая группа издержек ограничивает деловую активность предприятий.

Рассмотрим трансакционные издержки промышленных предприятий г. Минска.

Анализ показывает, что структура затрат промышленных предприятий столицы изменилась. В частности, доля материальных затрат уменьшилась, тогда как трансакционных издержек увеличилась с 1,44% до 1,57%. При этом доля издержек поиска информации выросла с 0,27% до 0,32%, что обусловлено увеличением доли расходов на рекламу и аудит. В то же время удельный вес трансакционных издержек, относящихся непосредственно к процессу заключения сделки (затраты на связь, нотариальные и юридические услуги, представительские расходы), не изменился. Значит, в рассматриваемом периоде значительного увеличения количества совершаемых сделок не происходило. Этот вывод подтверждается и тем, что объем реализации продукции минских промышленных предприятий с 2000г. по 2003г. (данные в ценах 2000 г., приведенные с учетом индекса роста цен производителей промышленной продукции) возрос всего на 0,8%.

Незначительно изменилась и доля издержек осуществления расчетов (с 0,41 до 0,42 %), что свидетельствует о постоянном объеме денежных трансакций.

А вот удельный вес трансакционных издержек доступа к ресурсам и правам собственности, представленных износом нематериальных активов, увеличился в 3,8 раза! Поскольку к амортизируемым нематериальным активам относятся имущественные права на объекты промышленной собственности, права пользования природными ресурсами, лицензии, можно сделать вывод, что одним из факторов снижения доли затрат на  тепло-, электроэнергию (с 13,12 до 11,0%), сырье и материалы (с 32,81 до 30,91%) стало использование новых технологий производства, приобретение прав интеллектуальной собственности.

ЕСЛИ у промышленных предприятий г. Минска в структуре трансакционных затрат преобладают издержки поиска информации, ведения переговоров и заключения сделки, осуществления расчетов, то для малых предприятий особое значение приобретают издержки, обусловленные преодолением административных барьеров. В первую очередь, это трансакционные издержки:

- доступа к ресурсам и правам собственности, возникающие при получении права на ведение хозяйственной деятельности (регистрация предприятия, лицензирование, сертификация и гигиеническая регистрация продукции);

- спецификации и защиты прав собственности, вызванные зачастую чрезмерной контрольной деятельностью уполномоченных госорганов;

- на преодоление административных барьеров, складывающиеся из прямых денежных затрат на получение прав доступа к ресурсам, неофициальных поборов (взяточничество чиновников), а также косвенных потерь из-за затрат времени на ожидание необходимых документов, выражаемых в недополученной прибыли.

Основными проблемами для малых предприятий по-прежнему являются процедуры регистрации, лицензирования и сертификации продукции. Процесс регистрации предприятия, как правило, занимает не менее двух месяцев.

К так называемым барьерам входа на рынок относится и лицензирование, поскольку большинство субъектов хозяйствования не может начать деятельность без получения лицензии. Порядок выдачи лицензий определен Декретом Президента от 2003-07-14г. № 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которому количество лицензируемых видов деятельности сокращено со 150 до 49, количество уполномоченных выдавать лицензии госорганов - с 55 до 31. Однако это не только не упростило саму процедуру лицензирования, но и вызвало ряд проблем:

необходимость замены бланков старых лицензий на виды деятельности, подлежащие лицензированию после 1.11.2003г., на новые, что практически полностью дублирует процедуру лицензирования;

индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю на рынках или занятые в сфере общественного питания, обязаны получить лицензию до 1 января 2005г.

Ситуацию усугубило требование, согласно постановлению Совмина № 1666 от 2003-12-19г.(в ред. постановлений № 145 от 9.02.2004г., № 198 от 2004-02-21г.) вносить в учредительные документы, свидетельства о государственной регистрации изменения в части указания лицензируемых видов деятельности в соответствии с названным Декретом.

Отметим, что необходимость отражать в учредительных документах осуществляемые виды деятельности вынуждает предприятия указывать их "про запас" при регистрации. Отмена этого положения, на наш взгляд, позволила бы более гибко реагировать на рыночные изменения, сократить их расходы на получение лицензий. Учитывая, что осуществление работ, промышленное производство или оказание услуг, стратегически важных для государства или подлежащих обязательному контролю, для соблюдения качества и безопасности продукции (услуг) регулируются лицензированием и сертификацией, эту процедуру можно было бы упростить, предоставив предприятиям право уведомления регистрирующего органа о выбранных им видах деятельности без обязательной регистрации последних в учредительных документах.

Сложность процедуры лицензирования, затраты времени для получения лицензии приводят к коррупции. По данным опроса Всемирного банка, 18,9% предпринимателей РБ дополнительно платят за лицензию неофициально.

Еще одна проблема - сертификация. Постановлением Совмина "О введении обязательной сертификации товаров народного потребления, работ и услуг" от 22.09.1993г. № 635 определена номенклатура товаров, подлежащих обязательной сертификации. Этот перечень постоянно расширяется на основании нормативных актов Госстандарта, иных министерств и ведомств. Периодичность обязательной сертификации составляет от 1 месяца до 3 лет. По данным Института предпринимательства и менеджмента, среднестатистическое предприятие занимается процессом сертификации 8,4 раза в год.

Административным барьером является и государственная гигиеническая регистрация (ГГР). Порядок ее проведения, а также перечень продукции, подлежащей ГГР, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РБ от 2000-11-13г. № 54. Согласно этому документу ГГР подлежат более 70 групп товаров (35% товаров и услуг). Для любой схемы сертификации необходимо наличие удостоверения ГГР. Затраты времени на оформление удостоверения ГГР могут составить от 2 до 30 дней в зависимости от вида гигиенической экспертизы (в среднем 15 дней). Стоимость гигиенического удостоверения зависит от объема проведенных уполномоченными органами экспертных работ.

По нашим оценкам, для малых предприятий Минска процентное отношение трансакционных издержек доступа к ресурсам и правам собственности к затратам на производство и реализацию продукции достигает 10%, в том числе отношение официальных платежей на прохождение административных процедур к затратам - до 2%. Здесь цифры говорят сами за себя.

Чрезмерная контрольная деятельность государственных органов порождает трансакционные издержки защиты прав собственности. Кроме того, административная ответственность юридических лиц регулируется не только Кодексом "Об административных правонарушениях", но и десятком других нормативных документов. В последнее время предприняты попытки выработать единый механизм проверок и применения экономических санкций, но на практике должной слаженности в работе контролирующих органов добиться пока не удалось. Кроме того, в условиях правового государства решения, ущемляющие права собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (конфискация товара, приостановление хозяйственной деятельности предприятия), должны приниматься только хозяйственным судом. Полный перечень экономических правонарушений и административная ответственность за их совершение должны содержаться в одном нормативно-правовом документе, а именно в КоАП.

НЕЛЬЗЯ забывать и о существовании таких значительных административных барьеров, которые существенно увеличивают трансакционные издержки в целом: ежегодное перезаключение договоров аренды помещений, квотирование и лицензирование экспорта и импорта, регистрация внешнеторговых сделок. Таким образом, наиболее значимы для белорусских субъектов хозяйствования, особенно для малых предприятий, трансакционные издержки, сопровождающие прохождение административных процедур.

Как установлено в ходе анализа, субъекты хозяйствования несут значительные трансакционные издержки, выражаемые не в денежной форме. Поэтому наибольшей проблемой в преодолении административных барьеров, по нашему мнению, является не официальная стоимость процедур, а время, затрачиваемое на ожидание в очередях перед кабинетами чиновников, на бесконечные согласования и утверждения. К сожалению, в настоящее время тенденция сокращения количества и сложности прохождения административных барьеров четко не просматривается.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений