$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ТРАЕКТОРИЯ «V»

08.06.2010

Международные автоперевозчики, оказавшиеся в числе тех, кто более всего ощутил на себе влияние мирового кризиса, начали восстанавливать объемы фрахта. Правда, пока это еще не вызвало существенного финансового оздоровления транспортных компаний.

По результатам I квартала 2010 г. члены Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП) увеличили экспорт транспортных услуг к аналогичному периоду 2009 г. на 30%, сообщил на недавней пресс-конференции председатель ассоциации Николай Боровой. Однако, уточнил руководитель, если учесть, что год назад падение составило 24%, то речь пока идет не о принципиальном росте, а лишь о возвращении международных перевозок на уровень 2008 г.

Падение-2009 могло быть и глубже, если бы не ряд антикризисных мер, отметил Н.Боровой. К числу основных он отнес сокращение налоговой нагрузки за счет снижения налога на приобретение транспортных средств, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, отмены налога с пользователей автодорог.

Оправдала себя и тактика БАМАП по освоению новых рынков. Белорусским международным автоперевозчикам пришлось переориентироваться со стран, наиболее пострадавших от кризиса (Россия, Украина, государства Евросоюза), на страны Азии и Ближнего Востока, экономики которых оказались более устойчивыми.

Впрочем, далеко не все проблемы удалось решить. Так, налоговая нагрузка на белорусских международных автоперевозчиков все еще остается выше, чем у их конкурентов в соседних странах. Руководство БАМАП рассчитывает на дальнейшее ее ослабление в 2010 г. Кроме того, ассоциация намерена бороться за либерализацию визовых процедур для белорусских водителей-международников и сокращение времени простоя транспорта.

Серьезная проблема — обновление подвижного состава. Из 8,5 тыс. автомобилей, находящихся в распоряжении членов БАМАП, только половина относительно новые (не старше 7,5 лет). Износ автопарка серьезно подрывает конкурентоспособность, но изменить ситуацию только своими финансовыми ресурсами отрасль, где 70% субъектов — малые предприятия, не в состоянии. Такие организации могут покупать новые машины лишь за кредиты, однако сегодня они выдаются под слишком высокие проценты.

Между тем белорусские автоперевозчики, вышедшие на рынки 47 стран, «не имеют права работать с техникой хуже, чем у их конкурентов». Отрасль очень нуждается в финансовой поддержке, нулевых таможенных пошлинах и нулевой ставке НДС при ввозе новых автомобилей, отметил Н.Боровой.

Тем более что первые признаки подъема пока не вывели автотранспортную отрасль из глубокого финансового кризиса. По данным Белстата, в I квартале 2010 г. доля убыточных организаций здесь составила 35,2% против 26,6% за аналогичный период 2009 г., а рентабельность реализованных работ, услуг — минус 10,9% (-9% в I квартале 2009 г.). Несмотря на увеличение перевозок грузов в январе–марте на 16,6%, до 30,603 млн. т и рост тарифов на 5,9%, чистый убыток автотранспортных организаций составил 22,2 млрд. Br, или 60% чистого убытка всех транспортных организаций страны.

Дарья КОСТЕНКО