$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Тормоз продаж и ухабы долгов

16.06.2015

Российские автодилеры ожидают затяжной стагнации в ближайшие 2–3 года. Таковы результаты совместного исследования EY и Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), которое было проведено в мае–июне 2015 г. Отчет посвящен перспективам восстановления российского автомобильного рынка и долговой нагрузке российских дилеров, занимающихся продажами легковых и легких коммерческих автомобилей.

Согласно результатам опроса, в котором приняли участие руководители 23 компаний, вплоть до середины 2015 года все еще оставалась значительная неопределенность относительно горизонта начала роста рынка. Так, 35% опрошенных ожидают начала роста продаж в 2016 году, 26% — в 2017-м, а остальные 39% — еще позднее. В текущем году 61% респондентов ожидают снижения объемов продаж более чем на 40%, а 35% респондентов — на 30–40%.

Андрей Томышев, старший менеджер EY, руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли в СНГ, отметил: «В текущем году наблюдается закрытие значительного количества дилерских центров из-за падения прибыли, высокой закредитованности и роста рисков банкротства. Это связано с недостаточной диверсификацией источников прибыли, значительная часть которой приходится на продажу новых машин, тогда как на Западе дилеры активно зарабатывают на торговле подержанными авто, сервисе и т.п. C риском сталкиваются в основном средние и малые компании, ранее инвестировавшие в расширение дилерской сети. Сейчас новые площади для них стали лишним обременением. В то же время ряд крупных компаний продолжают открывать новые центры и наращивать рыночную долю, что говорит о тенденции консолидации в отрасли».

Опрос также выявил, что автомобильные дилеры значительно закредитованы, и многие из них ведут или планируют вести переговоры с кредиторами о пересмотре условий обслуживания долга. В частности, 57% автодилеров имеют долговую нагрузку по показателю долг/EBITDA на уровне от 3 до 5, а у 22% опрошенных — более 5. В условиях роста долговой нагрузки 57% компаний уже начали или планируют начать переговоры с кредиторами о пересмотре условий обслуживания долга.

«Для повышения устойчивости к спаду дилерам необходимо более активно диверсифицировать бизнес и «монетизировать» клиентскую базу за счет развития новых направлений деятельности», — считает А.Томышев.

Для борьбы с негативными тенденциями 48% участников опроса намерены привлекать новое финансирование в ближайшей перспективе. При этом 52% респондентов направят новую ликвидность прежде всего на снижение долговой нагрузки, а 26% — на рефинансирование задолженности. 70% респондентов считают долговое финансирование наиболее подходящим инструментом в текущих условиях, и только 30% отдают предпочтение акционерному финансированию.

Обвал российского рынка своеобразно отразился на Беларуси. В I квартале т.г. в республику было ввезено 25,7 тыс. легковых автомобилей — на 36,4% больше, чем в январе–марте 2013 г. Большая часть из них поступила из России, причем в стоимостном выражении импорт вырос в 2,7 раза — до 224,6 млн. USD. С другой стороны, становится сомнительной перспектива реализации в Беларуси проектов производства легковых автомобилей, ориентированных в основном на российский рынок.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях