$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Торговля

ТОРГОВЛЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

01.02.2011

26 января на заседании коллегии Минторга подведены итоги работы отрасли в 2010 г. и минувшей пятилетке, определены проблемы, требующие решения, и задачи на будущее.

Роль торговли и общественного питания в стране весома: отрасль формирует 11,1% в ВВП страны, занимая второе место после промышленности. В 2010 г. розничный товарооборот увеличился по сравнению с 2009 г. на 17,1%, до 69,7 трлн. Br: в торговле — на 17,5%, до 66,5 трлн. Br, в общепите — на 10,3%, до 3,2 трлн. Br. За пятилетку число работников в отрасли выросло на 17%, до 700 тыс. человек (14,2% от всех занятых в экономике). Торговая сеть расширена на 590 тыс. м2 (в прошлой пятилетке — на 161 тыс. м2). В результате обеспеченность населения торговыми площадями на 1 тыс. человек составила по республике 362 м2, что на 60 м2 больше, чем в 2005 г. К 2015 г. на 1 тыс. белорусов будет приходиться 600 м2 торговой площади, что соответствует нынешнему уровню Чехии, Польши и России. В общепите число мест за 2006–2010 гг. возросло на 40,9 тыс., в то время как за предыдущую пятилетку на 55,8 тыс. В результате обеспеченность общедоступными объектами питания в республике достигла 25 мест на 1 тыс. жителей. Объем бытовых услуг населению за январь–ноябрь 2010 г. увеличился на 19,2%, в 2,6 раза в сравнении с 2005 г.

Однако в Минторге признают, что, несмотря на рост розничного товарооборота, рентабельность продаж за 11 месяцев 2010 г. уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. на 0,1 п.п., до 2,8%, причем отрицательная динамика этого показателя наблюдается уже четвертый год. Таким образом, эффективность работы отрасли не повышается, констатировал заместитель министра торговли Вячеслав Драгун. За 5 лет введен в эксплуатацию 31 крупный торговый объект вместо 44 планируемых. Зарплата в торговле увеличилась в 2010 г. на 12,3%, до 1,358 млн. Br при задании 1,370 млн. Электронной платежной системой пользуются лишь 8% покупателей против ожидаемых 30%. Велико число претензий потребителей к качеству товаров и услуг, уровню обслуживания, особенно на селе.

Хотя убыточных организаций в 2010 г. насчитывается только 5,5% от общего числа торговых предприятий, сумма их убытка выросла на 13,3%. Обеспеченность собственными оборотными средствами в отрасли составляет 6,1% при нормативе 10%, а почти половина торговых организаций не имеет их вообще. Одна из причин этого, по мнению В.Драгуна, — социальная функция розницы и госрегулирование цен на социально значимые товары. Другой фактор — низкая оборачиваемость товарных запасов. В 90-е годы она выросла с 35 до 36 дней, а в «нулевые» — до 40. Цена этих четырех дней — 560 млрд. Br. Низка и все больше замедляется оборачиваемость многих продовольственных и непродовольственных товаров. Сейчас остатки верхней одежды и трикотажа могут обеспечивать бесперебойную торговлю в течение трех месяцев, обуви, косметики и чулочно-носочных изделий — двух. Это также снижает рентабельность и ведет и росту кредиторской задолженности предприятий.

Меры стабилизации ситуации определены в отраслевой программе развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания на 2011 г. Один из приоритетов — вытеснение импорта с белорусского рынка (23,4% в общем объеме продаж). В 2010 г. удельный вес импорта в объеме реализации продовольственных товаров по республике составил 16,6% против 15,9% в 2009 г. За 11 месяцев 2010 г. в страну ввезено потребительских товаров почти на 5 млрд. USD, на 21% больше, чем в январе–ноябре 2009 г. За год было продано 59,4% отечественных промышленных товаров (60,7% в 2009 г.). Минчане покупают лишь 19% отечественных стиральных машин, 16% парфюмерно-косметической продукции, 20,5% моющих средств. В то же время из предложенных Минторгом производителям 312 наименований импортозамещающих товаров в 2010 г. освоено лишь 57, что составляет 5% от объема товаров, по-прежнему завозимых из-за рубежа. Анализируя отраслевые программы импортозамещения, в министерстве пришли к выводу, что развитие производства потребительских товаров, аналоги которых импортируются, в ближайшее время не планируется. Чтобы увеличить темп обновления потребительских товаров, министерство планирует наладить более тесную кооперацию промышленности и торговли, проводить совместные акции по изучению спроса. В.Драгун напомнил, что объем продаж отечественной продукции в прошлом году рос благодаря Указу от 6.07.2009 № 371 «О льготном потребительском кредитовании». В ведомстве призывают максимально использовать возможности банковских организаций и в текущем году.

Первостепенной задачей остается привлечение прямых иностранных инвестиций. За 9 месяцев 2010 г. в развитие торговли было направлено 1 трлн. Br, на 36% больше, чем год назад, в основном собственных или кредитных средств. Сейчас финансовые возможности капвложений у большинства организаций исчерпаны, отметил В.Драгун. При этом за 9 месяцев 2010 г. отрасль привлекла 48,2 млн. USD ПИИ. Чтобы довести этот показатель к 2015 г. до 170 млн. USD, местным органам власти поручено провести ревизию неиспользуемых объектов недвижимости и составить предложения по продаже их за 1 базовую величину, а информацию о госимуществе, которое можно сдать в аренду, разместить на сайтах исполкомов. Подчиненные Минторгу организации должны в ближайшее время утвердить и представить перечни инвестпроектов с участием иностранного капитала.

Внешнеторговая деятельность будет направлена на развитие товаропроводящей сети за рубежом. Вслед за белорусско-армянским торговым домом в Ереване в 2011 г. откроются торгово-выставочные и информационно-маркетинговые центры в Венесуэле, Туркменистане и других странах.

Внутренний рынок ждет насыщение крупными торговыми объектами и сетевыми структурами. В Минторге прогнозируют, что конкуренция с мировыми сетями приведет к слияниям компаний и брендов. Однако пока в стране крупнейшие мировые торговые сети не представлены. Причина видится в сложности получения земельного участка или помещения в аренду, в административном прессе со стороны местных распорядительных и исполнительных органов. «Напрягают» ритейлеров и требования по определению ассортиментных перечней, наличию социально значимых товаров с ограниченными надбавками, согласованию режима работы и т.п. Все инвесторы пытаются добиться для себя особых условий, а государство навязывает свои приоритеты. Постоянно возникает вопрос о дополнительных гарантиях правительства по возврату вложенных инвестиций, отметил В.Драгун.

По мнению руководителя сети универсамов «Рублевский» Наталии Шаблинской, рентабельность торговли снижается из-за социально значимых товаров, затрат на аренду и эксплуатационных расходов. Большинство помещений, предлагаемых розничному бизнесу, не соответствуют пожарным и гигиеническим нормам, требуют ремонта и реконструкции. При этом нет гарантий стабильности арендной платы. Вопрос о компенсации капвложений и снижении арендных ставок хотя бы на период ремонта даже не обсуждается, говорит Н.Шаблинская. Остается надеяться на реализацию подп. 2.6 Директивы № 4, предоставляющего право приобретать госимущество арендаторам, эксплуатирующим его в течение 3 лет по стоимости, уменьшенной на затраты по улучшению состояния объекта.

В Минторге готовы способствовать развитию малого предпринимательства в торговле и общепите. Многие административные барьеры падут с принятием поправок в Закон от 28.07.2003 № 231-З «О торговле», заверил В.Драгун. Диалог Минторга с объединениями предпринимателей по вопросам применения и совершенствования законодательства станет нормой.

Инфраструктура торговли и общепита будет расширяться за счет передачи ритейлу первых этажей зданий и жилых домов. Ресторанному бизнесу, возможно, разрешат импортировать алкоголь и самостоятельно определять ассортимент своих винных карт. Интересы общепита отстаивал на коллегии ресторатор Вадим Прокопьев: «Посетители моих ресторанов хотят заказывать кальвадос и шабли, а не «Советское шампанское». Но этих напитков нет в скудном и стыдном ассортименте государственных поставщиков. Зато не успел начаться год, как местные органы власти прислали в рестораны категории «Люкс» плановые показатели по продаже ассортимента отечественного пива, довели темп роста розничного товарооборота и даже объем поставки макулатуры. Инвестору понравятся эти идеи? Иностранный капитал пойдет в отрасль, только когда его владелец почувствует, что вложенные деньги со временем вернутся, его собственность защищена, а правительство открыто для диалога».

Елена ПЕТРОШЕВИЧ