Консультации
15.10.2004 14 мин на чтение
мин
ТОРГОВЛЯ
У магазина-склада свои особенности Что необходимо для открытия магазина-склада? Какими нормативными документами руководствоваться при организации его деятельности? Надо ли иметь специальное разрешение (лицензию) для осуществления через магазин-склад...
У магазина-склада свои особенности
Что необходимо для открытия магазина-склада? Какими нормативными документами руководствоваться при организации его деятельности? Надо ли иметь специальное разрешение (лицензию) для осуществления через магазин-склад оптовой торговли?
Правила работы магазинов-складов на территории республики утверждены постановлением Минторга от 2000-09-29г. № 17 "Об утверждении правил работы магазинов-складов", разработанные во исполнение постановления Совмина и Нацбанка от 2000-08-28г. № 1346/46 "Об организации работы магазинов-складов".
Магазин-склад в своей деятельности руководствуется законодательством республики, уставом (положением) и указанными выше Правилами, в соответствии с которыми магазин-склад по оптовой торговле - это торговый объект, осуществляющий оптовую продажу товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям и индивидуальным предпринимателям по методу самообслуживания с минимальной торговой надбавкой. Под обособленным подразделением понимается филиал, представительство, отделение и другое подразделение юридического лица с правом открытия соответствующих счетов, правовой статус которого определяется положением, утвержденным юридическим лицом.
Магазин-склад создается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами, которые определяют и перечень необходимых для этого документов. В случае, если в таком магазине предполагается осуществлять оптовую торговлю подакцизными товарами (пивом, табачными, ювелирными изделиями, алкогольной продукцией, автомобильными бензинами, дизельным топливом, маслом для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей), необходимо согласовать его открытие также с Министерством торговли.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, открывающие магазин-склад, должны иметь специальное разрешение (лицензию) на виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций утвержден Декретом Президента от 2003-07-14г. № 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности". Вид деятельности "оптовая торговля" не включен в указанный перечень. Вместе с тем согласно Перечню подлежит лицензированию оптовая торговля отдельными видами товаров, например, нефтепродуктами, алкогольными напитками, табачными изделиями и т.д.
Товарная специализация и ассортимент магазина-склада определяются собственником, режим работы - им же с учетом интересов покупателей и по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами. Ассортимент продовольственных товаров согласуется с органами государственного санитарного надзора.
В доступном для покупателей месте размещаются план магазина-склада со схемой расположения товаров, информация об их наличии, ценах, новом поступлении товаров, перечне оказываемых услуг, рекламные бюллетени на товары, другая информация по усмотрению собственника. На фасаде магазина-склада должна иметься вывеска с указанием на государственном языке Республики Беларусь его названия, принадлежности (собственника) и режима работы.
Продажа товаров производится только юридическим лицам, их обособленным подразделениям и индивидуальным предпринимателям. Минимальная норма отпуска товара покупателю устанавливается собственником магазина-склада и, как правило, составляет не менее одной упаковки.
Товары, реализуемые в магазине-складе, по качеству должны соответствовать обязательным требованиям нормативных документов по стандартизации, а также условиям договора, должны иметь маркировку в соответствии с требованиями законодательства и нормативных документов по стандартизации. Данные о документах, подтверждающих качество, предоставляются покупателю в порядке, определенном для оптовой торговли.
На товары, подлежащие обязательной сертификации в Национальной системе сертификации РБ и (или) государственной гигиенической регистрации, должны иметься соответствующие сертификаты и (или) удостоверения.
Товары, завезенные из-за пределов республики, должны быть обеспечены необходимой информацией на государственном языке республики. Не подлежат продаже товары, запрещенные к свободной реализации законодательством РБ.
Хранение товаров, их размещение и выкладка осуществляются с соблюдением требований нормативной документации по стандартизации, принципа товарного соседства, санитарных правил, норм складирования и требований пожарной безопасности.
Магазин-склад может организовать оказание дополнительных безвозмездных или платных услуг (временное хранение, упаковка, погрузка на транспорт покупателя, консультация, прием заказов на товары и информация об их поступлении, доставка товаров покупателю и т.д.).
С 1 июня 2003г. прием наличных денежных средств в магазинах-складах осуществляется с использованием системных кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем, включенных в Государственный реестр моделей (модификаций) КСА и СКС, используемых на территории Беларуси и обеспечивающих учет принятых наличных денежных средств и дифференцированный учет данных о товарах. Документальное оформление кассовых операций производится в соответствии с законодательством.
Магазины-склады вправе принимать за приобретаемые у них товары наравне с наличными денежными средствами чеки из чековых книжек единого образца, установленного Нацбанком.
Юридическое лицо, его обособленное подразделение и индивидуальный предприниматель могут произвести расчеты с магазином-складом за приобретенные у него товары наличными денежными средствами только один раз в день за одну покупку товара на сумму не более 150 базовых величин. Покупка товаров в тот же день в других магазинах-складах за наличный расчет не допускается. При этом магазин-склад в приеме наличных денежных средств не ограничен.
Торговля через Интернет
Является ли розничной торговлей продажа товаров через Интернет и необходимо ли получение на нее лицензии?
Статья 9 Закона от 2003-07-28г. № 231-З "О торговле" определяет, что розничная торговля - это вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Следовательно, продажа товаров через Интернет для указанных целей также является розничной торговлей.
Согласно ст.11 Закона "О торговле" торговля по образцам - это оптовая, розничная торговля с выбором товаров покупателем по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или предоставленным в фотографиях и иных информационных источниках. Таким образом, торговля посредством Интернета рассматривается как торговля по образцам.
Специальное разрешение (лицензию) на розничную торговлю (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание выдается в порядке, предусмотренном постановлением Совета Министров от 2003-10-17г. № 1350 (форма торговли - по образцам).
Одновременно обращаем внимание на то, что пунктом 30 Декрета Президента от 2002-12-18г. № 30 "О государственном регулировании производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и этилового спирта", пунктом 31 Декрета от 2002-12-17г. № 28 "О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий" запрещена розничная торговля указанной продукцией и изделиями с использованием торговых автоматов, иных электронных устройств.
В автолавке водкой не торгуют
Согласно Положению о государственном регулировании производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и этилового спирта, утв. Декретом Президента от 2002-12-18г. № 30, запрещается розничная торговля алкогольными напитками в автолавках (автомагазинах), не относящихся к системе потребительской кооперации. Возможно ли, руководствуясь ст. 16 Закона "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции", разрешить индивидуальным предпринимателям торговлю алкогольными напитками с автолавок?
В соответствии с частью третьей ст. 10 Закона от 2000-01-10 г. №361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
Декрет Президента от 2002-12-18г. № 30 "О государственном регулировании производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и этилового спирта" принят в целях усиления государственного контроля за производством, оборотом и рекламой указанной продукции, введения государственной монополии на ее производство и оборот, защиты прав граждан, экономических интересов государства и в соответствии с частью третьей ст. 101 Конституции.
Следовательно, Декрет № 30 имеет большую юридическую силу, чем Закон от 20.07.1998г. № 193-З "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции".
В случае коллизии между нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой (часть первая ст. 71 Закона №361-З).
Учитывая изложенное, розничная торговля алкогольными напитками в автолавках (автомагазинах), не относящихся к системе потребительской кооперации, запрещена.
Старые марки -- до нового года
Прошу разъяснить порядок оптовой, розничной торговли импортируемыми табачными изделиями, маркированными акцизными марками без нумерации.
В соответствии с абз. третьим п. 1 постановления Совмина от 8.06.2004г. № 690 "О реализации алкогольных напитков и импортируемых табачных изделий, маркированных акцизными марками старого образца" с 1.01.2005г. запрещена оптовая и розничная торговля импортированными алкогольными напитками и табачными изделиями, маркированными акцизными марками старого образца. В рамках постановления под акцизными марками старого образца понимаются акцизные марки, введенные в действие до 1.11.2003г.
Из понятия "акцизные марки старого образца" следует, что в него входят любые акцизные марки РБ, введенные в действие до указанной даты, в т.ч. без нумерации.
В соответствии с абз. вторым п. 4 Инструкции о порядке реализации остатков импортируемых алкогольных и табачных изделий, а также водок, ликеро-водочных и табачных изделий, производимых в Республике Беларусь и предназначенных для реализации на ее территории, маркированных акцизными марками без нумерации, утв. постановлением Минторга от 2002-10-25г. № 46, юридические лица и индивидуальные предприниматели имели право осуществлять оптовую и (или) розничную торговлю (включая общественное питание) импортируемыми табачными изделиями, маркированными акцизными марками без нумерации, до 1.01.2004г.
Часть девятая ст.10 Закона №361-З определяет, что нормативный правовой акт вышестоящего государственного органа (должностного лица) имеет большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам нижестоящего государственного органа (должностного лица).
Исходя из изложенного, оптовая и (или) розничная торговля импортируемыми табачными изделиями, маркированными акцизными марками старого образца (без нумерации), может осуществляться до 1.01.2005г. После указанной даты оптовая и (или) розничная торговля указанными изделиями возможна только при условии их дополнительной маркировки контрольными марками.