Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Контроль
21.03.2017 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Точность – вежливость проверяющего: — снижение числа налоговых проверок компенсируется их результативностью

Об итогах проверок за прошлый год и перспективах изменений в сфере налогового контроля рассказали на пресс-конференции представители МНС.

Количество проверок ежегодно снижается, сообщил зам­министра по налогам и сборам Владимир Муквич. Если в 2015 г. было проверено 4,4% состоящих на налоговом учете плательщиков, то в прош­лом году – 3,6%. При этом проверки, проводимые налоговиками, со­ставляют менее 16% от всех проверок контролирующих органов в стране. Всего за про­шлый год проведено 68,7 тыс. налоговых проверок, в т.ч. 37,2 тыс. – субъектов хозяйствования и 21,5 тыс. – граждан. При этом результативность налоговых проверок выросла с 78% в 2008 г. до почти 98% в 2016-м. Столь высокий результат, по мнению замминистра, обусловлен не ростом количества нарушений и стремлением проверяющих найти их во что бы то ни стало, а тщательностью выбора объектов для проверок.

Налоговые платежи составляют более 70% налоговых доходов консолидированного бю­д­жета, а в местных бюджетах – 100%. По результатам проверок в бюджет начислено 469,1 млн. BYN, в т.ч. на 80,7 млн. BYN предотвращен возврат НДС из бюджета. По итогам камеральных проверок начислено 215,8 млн. BYN, обращено взыскание на имущество должников на 50,7 млн. BYN. При этом доля добровольных поступлений по результатам проверок составила 48,6%. В прошлом году было составлено 83,1 тыс. протоколов, в ос­новном в связи с нарушением сроков представления налоговых деклараций и неполной уплатой налогов.

Мониторинг стал одним из основных методов выявления нарушений налогового законодательства, подчеркнул замминистра. В прошлом году его проводили у 1567 субъектов хозяйствования, причем у 1133 из них обнаружились нарушения. Ак­тивно ведется разъяснительная и информационная работа: в 2016 г. налоговые органы на­правили на 29% больше ответов на запросы плательщиков, чем в 2015-м. Это вполне объяснимо: в прошлом году бизнес сто­лкнулся с такими новшествами, как электронные счета- фактуры по НДС, маркировка меховых изделий и т.п.

По-прежнему есть случаи осуществления предпринимательской деятельности без госрегистрации, выявляются нарушения при хранении и транспортировке товаров, об­ращении подакцизной продукции, часть которой ввозится нелегально из Российской Фе­дерации и Казахстана.

Остаются популярными у налоговиков контрольные закупки, результативность которых дос­тигает 99,9%. Особенно часто в ходе оперативных проверок выявляются нарушения порядка приема наличных. Недавно в очередной раз перенесены сроки установки кассовых ап­паратов со встроенным сре­дством контроля налоговых органов (СКНО). Конечно, дополнительные рас­ходы в нынешней экономической ситуации никого не радуют. Но В. Муквич полагает, что от таких переносов выигрывают те, кто не спешит выполнять требования законодательства. Од­нако государству приходится учитывать проблемы бизнеса: не случайно сроки для разных категорий плательщиков раз­личные и уже несколько раз переносились.

Зато специальная компью­терная система (СКС), внедренная в игорном бизнесе с 1 декабря 2015 г., уже доказала свою эффективность, отметила начальник главного управления контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и элект­ронных систем контроля реализации товаров МНС Лариса Шибко. Теперь в этой сфере все движение денег контролируется в онлайн-режиме. Такая форма учета доходов достаточно необременительна для биз­неса, считают в МНС. Заодно в СКС с 28 февраля т.г. автоматически вносятся ограничения по участию физических лиц в азарт­ных играх, поступающие в игор­ные заведения. Впрочем, у МНС есть идеи по сокращению административных процедур для игорного бизнеса, число субъектов которого в республике также уменьшается, что Л. Шибко объяснила падением реальных доходов населения. При этом удельный вес налога на игорный бизнес в общей сумме налоговых по­ступлений неизменно дер­жится на уровне 0,2% при наличии 89 субъектов. Это, по ее мнению, довольно существенный вклад по сравнению, например, с долей в 0,4%, которая приходится на 88,6 тыс. индивидуальных пред­принимателей – плательщиков единого налога.

Подключение кассового обо­рудования АЭС и такси к СКНО привело к росту легальной выручки в разы, отметила Л. Шиб­ко. В целом же доля безналичных расчетов в роз­ничной торговле в 2016 г. у нас в стране составила 70%. Теперь в Евразийской экономической ко­миссии обсуждается расширение механизма маркировки товаров RFID-­метками, который действует для меховых изделий. Кроме того, налоговики намерены обе­спечивать про­зрачность любого бизнеса, ос­нованного на применении новых технологий. В качестве положительного примера такой работы Л. Шибко привела соглашение МНС с компанией Uber (см. «ЭГ» № 21 от 17.03.2017, с. 1 Информбанка).

В настоящее время МНС подготовлен проект указа, ограничивающего срок проведения проверок 5 последними годами, напомнил начальник главного управления организации кон­трольной деятельности МНС Николай Потеев. Это должно избавить бизнес от проверок, которые сейчас иногда проводятся едва ли не за все время его существования (см. «ЭГ» № 88 от 18.11.2016).

Самые типичные нарушения у лиц, пользующихся упрощенной системой налогообложения, – превышение критериев и ошиб­ки в расчете валовой выручки. Однако при общем порядке налогообложения оши­бки допускаются значительно чаще. На пресс-конференции вновь вспо­м­нили о проекте указа о налоговых консультантах, которые дол­жны помогать плательщикам, хотя до сих пор не ясно, ни когда появится этот давно обещанный институт, ни имеется ли в нем в действительности насущная по­требность в нашей стране.

Не обошлись на пресс-конференции и без вопроса по Декрету № 3. В. Муквич сообщил, что изменения в него будут внесены до 1 апреля. По его мнению, это сложная задача, тем более что речь идет не столько о наполнении бюджета, сколько о стимулировании занятости. Тем не менее МНС не «открещивается» от проблемы и решения разного рода спорных вопросов, связанных с его применением. Впрочем, вряд ли какие-либо поправки способны улучшить этот декрет и сбить возмущение, которое он вызывает у значительной части белорусского общества. Самым разумным шагом была бы его отмена, что поставило бы точку в истории со скандальным налогом на «тунеядцев». Но власти все еще пытаются ставить запятые.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by