$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ТОЧКА ЗРЕНИЯ©

26.06.2015

Анатолий Труханович, бизнесмен,

председатель Белорусского союза

налогоплательщиков

Как производитель я всецело поддерживаю идею политики импортозамещения. Но ее реализация может оказаться весьма невыгодной как для предприятий, так и для населения.

Например, недавно одна из крупнейших птицефабрик республики проводила тендер на закупку премиксов. Участие приняли ведущие белорусские производители и одна российская компания. Она-то и выиграла тендер, причем совершенно честно — предложив наиболее выгодные условия. Собственно, помимо количества и качества продукции, а также наименьшей цены у организатора торгов было лишь одно принципиальное условие — 2-месячная отсрочка оплаты. Но с этого момента у белорусских поставщиков шансов на победу уже не остается.

Чтобы предоставлять отсрочку, нужно брать кредиты. В России, несмотря на все нынешние затруднения, стоимость заимствований по-прежнему существенно ниже, чем у нас, что обеспечивает огромное преимущество в затратах. Стоимость газа, тепло- и электроэнергии тоже почти вдвое ниже. В придачу российская компания вправе установить цену для белорусского покупателя в долларах или евро, что сводит к минимуму валютные риски, вызванные колебаниями курсов валют наших стран. Отечественным предприятиям, участвующим в тендерах, при внутренних поставках приходится формировать цену в белорусских рублях. Но у нас точно такие же риски, что и у российских коллег. Чтобы застраховаться от весьма вероятных потерь, приходится закладывать в цену возможный рост курса, расходы на конвертацию валюты, услуги банков. Ведь в себестоимости почти любой продукции достаточно велика доля импортной составляющей (например, по премиксам — почти 70%). А такие «добавки», в свою очередь, облагаются налогами.

Можно привести длинный перечень дополнительных непроизводительных расходов, которые приходится нести белорусскому предприятию в отличие от зарубежных конкурентов. Например, расходы на оплату услуг охраны (свои сторожа обошлись бы в 3–5 раз дешевле, но охранная деятельность монополизирована государством), штатных идеологов. В немалую копеечку влетают расходы на выполнение требований законодательства по охране труда и содержанию некоторых видов оборудования — зарплата специалистов, наличие которых в штате обязательно, обязательное обучение на курсах (опять же государственных), стоимость которого за 15 лет выросла в 50 раз — в долларовом эквиваленте. При этом на иных предприятиях имеется импортное оборудование, требующее минимального надзора и контроля, но требования нашего законодательства это не учитывают.

У всех этих затрат есть лишь один источник покрытия — выручка. Получается, что административные барьеры создают дополнительную нагрузку, которая по своему экономическому содержанию сродни фискальной. Впрочем, и налоги у нас несколько выше, чем в РФ и Казахстане. При этом даже наличие льготных режимов не всегда помогает. Скажем, многие предприятия АПК вместо НДС и налога на прибыль уплачивают единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции. Но корма и другие товары они покупают с НДС, который вынуждены включать в затраты и, следовательно, в цены. Это существенно сокращает преимущества особого режима налогообложения АПК.

Неудивительно, что отечественная продукция сплошь и рядом оказывается неконкурентоспособной даже по цене на внутреннем рынке, не говоря уже о внешних. А поскольку с созданием Евразийского экономического союза барьеров для российских компаний почти не осталось, то они все больше теснят белорусских поставщиков на нашей же территории. Судите сами, много ли в таких условиях у политики импортозамещения шансов на успех.