$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнения

Точка зрения. НАЛОГИ - 2016:©

23.10.2015

от нагрузки до стратегии

Накануне предстоящего принятия проекта изменений и дополнений в Налоговый кодекс мы предложили известным специалистам по налогообложению поделиться своими оценками проблем и перспектив отечественной налоговой системы.

Ольга Шулейко, кандидат экономических наук, заведующий сектором макроэкономической и финансовой политики Института экономики

НАН Беларуси

За последние годы белорусская система налогообложения заметно улучшилась и в значительно большей степени соответствует лучшим мировым практикам. Это оценил Всемирный банк: в рейтинге Doing Business наша страна переместилась в номинации «налогообложение» с последнего места на 60-е. Правда, не всегда предпринимаемые шаги вписываются в реалии нашей экономики. Например, неоднозначным шагом стало введение метода начисления при признании выручки для целей налогообложения. Это действительно соответствует мировой практике и способствует сближению налогового и бухгалтерского учета, который, в свою очередь, приближается к МСФО. Но в нынешней экономической ситуации, когда на предприятиях резко выросла дебиторская задолженность, уплата налогов «по отгрузке» ведет к вымыванию оборотных средств и ухудшению финансового состояния субъектов хозяйствования. Исключение сделано лишь для производителей алкоголя, которые вправе выбирать любой удобный для себя вариант — «по отгрузке» или «по оплате». Но это лишь подчеркивает необходимость предоставления такой возможности остальным субъектам хозяйствования или возвращения права включать в состав внереализационных расходов резервы по сомнительным долгам, что во всем мире используется как инструмент, уравновешивающий применение метода начисления.

Сегодня в развитии налоговой системы у нас наблюдаются 2 тенденции. Одна из них — усиление мер борьбы с уклонением от уплаты налогов и размыванием налоговой базы. Здесь мы движемся в том же направлении, что и большинство стран мира. Так что жаловаться на усложнение налогового законодательства тут не приходится. Если способы минимизации налогов также становятся все более изощренными, то и лазеек, позволяющих это делать, становится все меньше. Другая тенденция — введение разнообразных платежей, обладающих формой налога, которые не имеют убедительного экономического обоснования и аналогов за рубежом. Это, в частности, сбор на финансирование государственных расходов, именуемый в просторечии «налогом на тунеядцев». Администрирование этого сбора связано со значительными издержками, которые вряд ли покроют предстоящие поступления. Государственному бюджету это мало поможет, а вот имиджу белорусской налоговой системы и стране в целом будет нанесен серьезный ущерб. Вместо этого следовало бы пересмотреть ряд существующих налоговых льгот, в т.ч. для населения. При этом основными критериями оценки должны быть экономическая обоснованность и четкая социальная направленность.

Александр Калинин, председатель Белорусского союза предпринимателей

Основная беда белорусской налоговой системы, о которой мы говорим уже не один год, — ее нестабильность. Это всегда болезненно, но особенно сейчас, когда ситуация в экономике непростая, многие субъекты предпринимательства испытывают серьезные трудности и их финансовое положение весьма сложное.

Одной из главных проблем здесь становится налог на недвижимость. Наделение местных властей правом применять повышающий коэффициент 2,5 к ставке налога (которым в большинстве регионов воспользовались) загнало этот платеж настолько высоко, что он стал реальным тормозом для инвестиций. Это, во-первых, абсолютно не стимулирует капитальные вложения — расходы на содержание недвижимости непомерно высоки. Во-вторых, искажается реальная стоимость активов: при столь высокой ставке налога субъекты хозяйствования любыми способами стремятся занизить стоимость основных фондов, чтобы уменьшить налогооблагаемую базу. В-третьих, все это мешает нормально развиваться рынку ценных бумаг, для которого нужна объективная оценка активов. В-четвертых, этот налог абсолютно несправедлив, поскольку платится теми, кто использует на новое строительство очень дорогие кредитные ресурсы под 45–50% годовых и собственные источники одинаково.

Евгений Герштейн, зампредседателя Ассоциации аудиторских организаций

С начала 90-х годов белорусская налоговая система прошла ряд этапов. Среди них наиболее значимыми, на мой взгляд, следует считать отмену многочисленных оборотных налогов, дублировавших друг друга, отчислений с фонда оплаты труда, переход на зачетный метод исчисления НДС и его взимание по принципу страны назначения, сокращение многих ограничений по налоговым вычетам и отнесению на затраты большинства расходов при расчете налога на прибыль, введение «плоской» шкалы подоходного налога. Важным шагом стала кодификация налогового законодательства. Одновременно принимались действенные меры по совершенствованию налогового администрирования, хотя в этой сфере еще остается немало проблем.

Однако тенденция систематизации и упрощения налоговой системы в последнее время несколько замедлилась. В частности, это касается УСН, где появляются более жесткие критерии применения и дополнительные ограничения. В общем система налогообложения становится все более усложненной и обремененной рядом условий. Еще одна серьезная проблема — нормирование расходов. Ясности здесь по-прежнему нет, зато наблюдается стремление вернуть некоторые былые ограничения.

Иногда это связано с задачей борьбы с теневой экономикой и уклонением от уплаты налогов. Конечно, эти проблемы существовали и раньше. Но в связи с появлением новых способов коммуникаций и движения капитала возникли новые инструменты, способы получения дохода, на которые налоговое законодательство вынуждено реагировать. Здесь очень важно «не перегнуть палку» и не потерять достижения предыдущих лет, а также доверие бизнеса, нынешних и потенциальных инвесторов.

Какими бы ни были проблемы в мировой и отечественной экономике, как бы ни складывались отношения между отраслями и с партнерами по ЕАЭС, стране требуется связная долгосрочная стратегия или, быть может, концепция налоговой политики, которая не ограничивалась бы сиюминутными интересами и желанием залатать отдельные дыры в бюджете и лазейки для налоговых уклонистов. Дорога на перспективу должна быть видна как можно отчетливее.

Анатолий Труханович, председатель Белорусского союза налогоплательщиков

На протяжении ряда лет белорусская налоговая система постепенно менялась к лучшему, прежде всего за счет отмены отдельных платежей. Кроме того, несомненно, положительную роль для малого и среднего бизнеса сыграло появление упрощенной системы налогообложения.

Однако это не значит, что мы достигли полного совершенства. Главным недостатком в налоговой сфере по-прежнему остается фактор неопределенности, сопровождающий изменения налогового законодательства. С одной стороны, о предстоящих новшествах много говорят, некоторые проекты публикуются и обсуждаются с деловым сообществом. Но, с другой стороны, уже несколько лет подряд поправки в Налоговый кодекс утверждаются в последний день уходящего года, а некоторые нормативные акты появляются внезапно и вступают в силу задним числом. Отсутствие достоверной информации о грядущих новшествах и адаптационного периода никак не способствует созданию благоприятных условий для развития предпринимательства и притоку инвестиций.

Следующая проблема — налоговая нагрузка. Она по-прежнему высока, особенно на фонд оплаты труда. Упрощенная система налогообложения лишь частично решает эту проблему, да и здесь есть угроза увеличения фискального бремени за счет налога на недвижимость.

Субъекты предпринимательства несут достаточно высокие издержки на администрирование налогов. При этом они в последнее время не снижаются, а даже увеличиваются из-за отдельных изменений налогового законодательства. Например, это касается сроков декларирования и уплаты некоторых налогов. Увеличение по ним отчетных периодов помогло бы поправить финансовое положение многих предприятий, существенно ухудшившееся в текущем году. При сложной ситуации в экономике высокие издержки на исчисление и уплату налоговых платежей — важное, хотя, конечно, не единственное обстоятельство, влияющее на платежеспособность и обеспеченность оборотными средствами.

Наконец, установленные законодательством санкции за ошибки в исчислении и уплате налогов создают повышенные риски для бизнеса. Их еще больше увеличивают усложнение администрирования налогов, в т.ч. при УСН. Ведь любой элемент регулирования несет в себе дополнительную долю вероятности совершения ошибки даже у законопослушных налогоплательщиков. А каждая из них чревата штрафами и пеней. Несомненно, намеренное уклонение от уплаты налогов должно пресекаться и строго наказываться. Но ошибки, совершенные неосознанно, особенно из-за сложности и неясности законодательства, следует оценивать иначе. Появление электронных сервисов можно приветствовать, но их внедрение вряд ли должно быть принудительным. К тому же никакие интернет-технологии не скрывают и не компенсируют недочеты в налоговом законодательстве.

Подготовила

Валерия ГЕРАСИМОВА


Налоги: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях